Инновация от начала и до конца.
Не секрет, что у нашего народа на фоне положительных качеств есть одна крайне негативная черта – мы всегда посыпаем голову пеплом. Принимаем как должное хорошее и по инерции выискиваем плохое. А тем временем у страны имеются веские поводы, чтобы высоко ценится у своего гражданина.
Например, на фоне возрастающего американского демпинга в торговых вопросах, Россия активно создает с Вьетнамом, Индией, Аргентиной и Китаем зоны свободной торговли за национальные валюты. Но многие ли об этом слышали? Страна уже заключила договор на скупку иранской нефти в обмен на строительство восьми атомных энергоблоков. В Японском море Москва и Пекин строят самый крупный порт в мире, а БРИКС в целом, работает над строительством альтернативы Панамскому каналу.
Мало кто заметил, что исторический договор по Каспийскому морю также оказался важнее чем о нем говорят. Ведь он поставил крест не только на угрозах военного характера для России, но и на планах западных транснациональных корпораций по захвату месторождений прикаспийских государств. На Алтае запущена крупнейшая солнечная электростанция в России, а компьютерная программа от разработчиков нашей страны первой в мире прошла знаменитый тест Алана Тьюринга. «Об успехах» у нас говорить «не принято», но так быть не должно.
ПАТЭС (плавучие атомные станции) – это без преувеличения успех России. Новый класс энергоисточников на базе РОССИЙСКИХ технологий атомного судостроения. Каждое слово здесь должно писаться с большой буквы, однако отечественная пресса и общество недооценивают этот факт. Между тем, речь идет о единственной в мире плавучей атомной станции, технология производства которой есть только у России. Следовательно, в будущем это открывает возможности для строительства целого энергетического флота РФ, какие бы санкции против нас не вводили.
Плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов» (проект 20870) – лишь головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Он предназначен для работы в составе единых плавучих атомных теплоэлектростанций и строился с 2008 года. На судне «Академик Ломоносов» находятся две ядерные установки мощностью в 35 МВт каждая. Первая была запущена еще в 2018 году, в 2019-м приемку пройдет и вторая. ПАТЭС будет передана заказчику летом 2019 года и будучи мобильной сможет доставить энергию с моря туда, куда раньше ее никогда не доставляли.
Плавучий блок можно разместить в любой точке мирового океана вплоть до островных государств на Экваторе или неосвоенных территорий вдоль Северного морского пути. Более того, ПАТЭС может работать не только в океане, но и на больших реках подходящей глубины.
Российская разработка – по факту опережает время. Ведь пока очередь к ней занимают множество стран, на Западе уже чинят юридические препятствия. Дело в том, что в международном морском праве нет такого пункта как «несамоходный ядерный объект», а потому наши «друзья» и «партнеры» делают так, чтобы он там как можно дольше не появился.
«Академик Ломоносов» – это 70МВт электричества вырабатываемых двумя реакторами. Данного количества хватит, чтобы полностью осветить и обогреть город в 80 000 человек. И это при том, что сами реакторы имеют диаметр всего в два метра и сжигают лишь пару сотен грамм ядерного топлива в день. Всё остальное, по сути, это пять контуров защиты. Корпус судна двойной и выдерживает не только столкновение с кораблями большего водоизмещения и айсбергами, но и в виду особой конструкции способен пережить цунами.
Российская плавучая станция – это мировой прорыв атомной энергетики малой мощности и сделан он именно у нас в стране. Россия первой сумела создать подобную технологию и воплотить ее в реальность. Те инновации, которые применялись при создании данного комплекса – наиболее современные и передовые рубежи. И это при том, что недруги пытаются выставить нашу страну технологически отсталой.
Очевидно, что в виду первого опыта российским конструкторам, специалистам, разработчикам, создателям новейших сплавов, атомщикам и целому спектру иных профессионалов широчайшего ключа приходится преодолевать вызовы, с которыми ранее еще никто не сталкивался.
Судно будут перемещать лишь раз в 12 лет для профилактического ремонта в остальном же ПАТЭС – это сам по себе завод. Отдельные помещения и лаборатории, перегрузочные сектора, отделения для загрузки тепловыделяющих сборок, лаборатории осмотра, помещения для подготовки и наиболее уникальное из всех – цех хранения отработанных ТВЭЛ. Используемые тепловыделяющие сборки работают 3-5 лет, сама же станция имеет цикл автономности в двенадцать.
Соответственно, многие обслуживающие процедуры ПАТЭС в состоянии проводить сама. И опять-таки, системы погрузки, хранения и выгрузки отработанного в ней топлива также создавались с учетом всех возможных аварийных ситуаций и впервые.
Что же касается задела страны на будущее, то в 2019 году он лишь продолжит расти. Пока «Академик Ломоносов» заканчивает свои наладочные работы, страна проектирует на его основе более совершенные и еще более мощные ПАТЭС. Речь идет о плавучих АЭС меньшего размера, но имеющие характеристики, превышающие головной проект.
На новых станциях будут устанавливаться реакторы «РИТМ-200», причем в 2018 году такой реактор уже был установлен на новый российский ледокол «Урал» (третий корабль в серии после атомохода «Арктика», начавшего ходовые испытания в этом году и ледокола «Сибирь», чьи испытания намечены на период 2020 года).
РИТМ-200 выполнен по двухконтурной схеме и обладает тепловой мощностью в 175 МВт, или 55 электрических МВт в энергетическом варианте. Перезагрузка топлива проводится каждые 7 лет, при запланированном сроке эксплуатации в 40. Соответственно, мощность новых плавучих АЭС возрастет с 70 электрических МВТ до 110-ти.
Отдельно стоит отметить, что лидерство России в данной области проистекает из лидерства страны в разработке и эксплуатации атомного ледокольного флота. Дело в том, что новые ПАТЭС создаются на основе ряда технологий и серийной энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение длительной эксплуатации и суровых условий Арктики.
Приятно, что современная Россия не фокусируется на превентивный экспорт, а, в первую очередь, направит станции на нужды страны – это и замещение выбывающих мощностей Билибинской АЭС, действующей с 1974 года и обеспечение энергией основных горнодобывающих компаний, и освоение территорий вдоль Северного морского пути.
В целом, ПАТЭС – уникальный проект, не имеющий аналогов в мире. Россия выступает в его реализации новатором и технологическим пионером. В апреле 2018 года ПЭБ «Академик Ломоносов» успешно пришвартовался в Мурманске, в 2019-м новые плавучие станции расширят проект, а в ближайшие три года Россия будет спускать на воду по одному новому атомному ледоколу ежегодно.
Источник: iarex