Министерство просвещения рассказало об эксперименте 15 российских школ по отказу от привычных школьных оценок. Последние новости сегодня. Свежие новости.

В красноярском лицее №9 уже семь лет не используют двойки, тройки, четверки и пятерки при проверке работ. Вместо этого учителя оставляют каждому ученику комментарии: пишут, с чем ребенок справился, а над чем еще предстоит поработать.

Об опыте красноярского лицея Министерство просвещения рассказало в своей официальной группе “Вконтакте”.

“В эксперимент уже вовлечено 15 школ. В красноярском лицее №9 оценки не ставят уже семь лет. Их заменили комментариями, которые учителя пишут к каждой работе. Дети говорят, что после отказа от привычной системы оценок они охотнее учатся на своих ошибках. Преподаватели отмечают, что новый метод показывает сильные и слабые стороны школьников и помогает избавиться от разделения на отличников и отстающих”, – говорится в посте.

Отменить оценочную шкалу в лицее решили еще в 2009-2010 гг., когда появились новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы).

“В них было четко прописано, что педагог должен оценивать личностные и метапредметные результаты. Расшифруем: лидерство, успешность, умение ставить цели и их достигать”, – приводит Минпрос мнение руководства лицея.

Комментарий под работой выглядит примерно так: “Оценка: прочитала эпизод из рассказа “Лошадиная фамилия”. Достижения: чтение эмоциональное и выразительное. Смогла выбрать интересный эпизод, показала участие разных героев в диалоге (в них сделала ошибки). Цель: смотреть в Толковом словаре значение незнакомых слов”.

Судя по всему, многие учителя новацию красноярского лицея не оценили: писать замечания к каждой работе – дополнительный кропотливый труд, который окончательно лишит педагога сна и отдыха.

“В классе должно быть не более 10 человек. Иначе нужны стандартные штампики с комментами: “норм”, “пойдет”, “ладно”, “ну и ….” Простите за цинизм, но благоглупости все это. Не имеет отношения к реальной жизни”, – высказался Иван из Ижевска.

Отмена оценок и замена их комментариями отменяет развитие рефлексивности и понимания, считает педагог из Санкт-Петербурга Александр.

“Для школьников (как и студентов) получение оценки – фактор статуса в их социуме. А как комментариями статус оценивать? Комментарии при отмене оценок переводят процесс обучения из публичной и соревновательной сферы в индивидуальные, непубличные отношения учителя и ученика. Оценка, выставляемая учителем ученику, подвергалась ведь еще и проверке на справедливость и объективность другими учениками”, – написал учитель.

Комментарий без отметки – это как футбол без итогового счета, считает учитель из Москвы.

“Мол, играли, били по воротам, владели преимуществом. По своим воротам позволили пробить один раз. С пенальти, за глупую игру рукой. Но вот штука: испанцы поняли, что вылетели, когда увидели счет на табло. Результат, счет, отметка, балл (как хотите это называйте) должен быть. Если комментарий помогает добиваться результата – сюда его! Мешает – ну его! Но убирать отметку (или “заменять” ее) – глупость”, – написал учитель средней школы Роман.

“В ЕГЭ тоже замените баллы на комментарии!”, “А в аттестате тоже комментарии пишут?” – иронично интересовались учителя.

Однако за четверть, полугодия и год ученики получают привычные тройки, четверки и пятерки, рассказала лицеистка.

“Оценки ставятся за четверть и за полугодие. За четверть ставятся только у 1-9 классов, а ученики 10-11 классов получают отметки только за полугодие. Их выставляют по зачетам, которые проводятся в конце полугодия”, – сообщила ученица 11-класса Елизавета.

Как правило, учителя комментируют уровень работы (“повышенный”, “пониженный”) и указывают недочеты.

“Учителя могут написать: “Понятия по теме сданы” или “Материал усвоила, нужно досдать такую-то тему”, иногда пишут: “Понятия раскрыты, но не найдена проблематика”, – пояснила Елизавета.

Ученице нравится такая система оценивания. “Мне очень нравится мой лицей. Я довольна системой. Ведь намного лучше, когда учителя пишут в тетрадке комментарии, а не циферку. Ученикам все нравится, родители тоже привыкли. Учителя старших классов считают, что таким образом мы улучшаем свою работу”, – заключила Елизавета.

У выпускника лицея, пожелавшего остаться неназванным, другая точка зрения. Инновационная система, по его словам, была неудобной и необъективной.

“На опыте могу сказать, что она не особенно удобная. Да и отказаться от отметок как таковых очень сложно из-за того, что в итоге все равно нужно ставить что-то в аттестат. Сама система недостаточно объективная за счет того, что учитель тоже человек и у него свое видение. Кроме того, данная система не дает объективной четвертной отметки, так как ее контроль проходит по одной контрольной, которую довольно легко списать”, – рассказал Накануне.RU выпускник девятого лицея.

Учителей, со слов молодого человека, нервировала необходимость комментировать каждую работу.

“Довольно часто учителя говорили, что проблематично выставлять комментарий каждому ученику, и просто копипастили. В итоге было три категории: “плохо”, “хорошо”, “отлично”, – добавил собеседник.

Со временем учителя, действительно, стали использовать шаблоны. Это подтвердило руководство школы.

“Когда учителю все это расписывать? На уроке опрашивают человек 5-6 и на каждого строчить “портянку”? Чтобы выйти из ситуации, каждая кафедра набросала несколько клише, шаблонов. Копируешь, вставляешь, добавляешь конкретики”, – рассказала “Комсомольской правде” заместитель директора лицея по инновационной деятельности Ирина Бронникова.

В Министерстве просвещения РФ добавили, что специально для перехода на “оценку комментариями” в лицее создали свой портал, где для каждого ученика предусмотрен личный кабинет с темами уроков, заданиями и отметками.

На разработку портала руководство лицея потратило около миллиона рублей из попечительского фонда. “Взяли их с согласия родителей”, – заверило руководство школы.

“Интересный опыт” красноярского лицея сопредседатель Санкт-петербургского родительского комитета Михаил Богданов назвал “садомазахизмом и антипедагогическим начинанием”.

“Это реально только на селе, в школе, где в классе – 15 детей. В городе с 40 учениками в классе учитель не сможет писать вместо оценок “комменты”, а ставить “лайки” и “дизлайки” – это сводить все к бинарному восприятию мира. Антипедагогичное начинание. Никакой практической и педагогической ценности в нем нет. Если приспичило, я и сейчас к оценке могу коммент написать, а главное – опять экспериментируем непонятно ради чего”, – прокомментировал новацию Михаил Богданов.

Президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков напомнил, что попытки отказаться от балльной системы оценки знаний – это наследие реформ 1990-х годов. Все они лишь наводят в школах бардак и разрушают единое образовательное пространство.

“Время и реальная педагогическая практика показали, что ни одна из предложенных систем оценки знаний, кроме существовавшей ранее в российской и советской школе, во-первых, надолго не приживается и приводит к полной сумятице в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, способствует разрушению единого образовательного пространства на территории Российской Федерации. Потому что ученик, переезжая по тем или иным семейным обстоятельствам с одной территории на другую, полностью теряет ориентацию в учебном процессе и практически выпадает из него”, – рассказал Накануне.RU Сергей Комков.

Пятибалльной системы оценивания вполне достаточно, опытному педагогу ничто не мешает снабдить отметку кратким комментарием, добавил эксперт.

“Никем и ничем не запуганный и не затравленный учитель всегда найдет для каждого своего ученика какое-то слово. И необязательно все это писать в тетради и дневники. Учитель – тоже человек, и его время и силы нужно щадить! Потому что, кроме него, больше никто другой учить наших детей не будет!” – заметил Сергей Комков и посоветовал Министерству просвещения прекратить подобные “глупые эксперименты”, а заняться повышением качества образования, воспитания и социального статуса учителя.

Напомним, что красноярский лицей – не единственная школа, решившая по своему усмотрению отменить пятибалльную систему оценивания знаний. Так, в средней общеобразовательной школе поселка Урдома Архангельской области вместо привычных оценок ученики получают А, В или С.

Источник: Накануне.RU

 

One Reply to “Очередной эксперимент на детях: оценки в школах начали менять на «комментарии»”

  1. Это реально только на селе, в школе, где в классе 15 детей. В городе с 40 учениками в классе учитель не сможет писать вместо оценок комменты , а ставить лайки и дизлайки это сводить все к бинарному восприятию мира. Антипедагогичное начинание. Никакой практической и педагогической ценности в нем нет. Если приспичило, я и сейчас к оценке могу коммент написать, а главное опять экспериментируем непонятно ради чего , прокомментировал Накануне ру новацию Михаил Богданов.

Добавить комментарий для Egor Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *