«Учения, которые проводятся в России, носят оборонительный характер. Да, они масштабные. Но масштабен и характер угроз, с которыми сегодня сталкивается Россия», – заявил военный эксперт Игорь Коротченко, комментируя доклад Шведского института оборонных исследований о якобы планах России вести полномасштабные войны против возможных противников размеров Китая или НАТО.
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко считает, что любые оценки шведских военных аналитиков в отношении России надо рассматривать через призму местного общественного сознания, «которое рассматривает Россию как главную угрозу национальному суверенитету еще со времен поражения Швеции в Полтавской битве и утраты статуса империи».
«Прошло уже несколько столетий, но шведское сознание не может избавиться от фактора, что русские – главная угроза. Многочисленные факты безуспешного
По его словам, то же самое можно сказать и про оценки военных аналитиков. На самом деле, если посмотреть на военную доктрину России и ее группировки войск, то «это чисто оборонительный вопрос».
«Наступать до Ла-Манша за две недели никто в России не собирается, или оккупировать ту же самую Швецию. Но этот психоз, подогревание градуса военной истерии способствует цели, чтобы нейтральная Швеция стала членом НАТО. Над этим вопросом очень серьезно работают в Вашингтоне и Брюсселе. И как мы видим, свой вклад в подогревание градуса русофобии вносят шведские военные аналитики», – считает Коротченко.
Эксперт подчеркнул, что Россия не готовится к большой войне. «Учения, которые проводятся в России, носят оборонительный характер. Да, они масштабные. Но масштабен и характер угроз, с которыми сегодня сталкивается Россия. Поэтому тренируем армию и флот. Сегодня они одни из лучших в мире. Наши возможности велики, но подчеркиваю, это сугубо оборонительный вопрос. Ни к каким глобальным войнам мы не готовимся, оккупировать НАТО и Швецию не собираемся. Нам это не нужно. Для нас важен подъем внутренней экономики и модернизация. А чтобы на нас не было давления, нужны армия и флот, как любой стране. Мы заинтересованы в хороших отношениях со Швецией, в снижении градуса взаимной подозрительности», – отметил Коротченко.
В качестве примера готовности России к сотрудничеству эксперт напомнил, как два года назад Москва предложила НАТО включать транспондеры на военных самолетах при выполнении полетов над Балтийским морем.
«В ответ тишина. Вот взяли бы шведы и обеспокоились, почему НАТО не хочет снижать напряженность в отношениях с Россией. Вместо этого нас обвиняют в подготовке к каким-то гигантским войнам», – недоумевает эксперт, добавляя, что шведское минобороны должно идти на расширение контактов с Россией, на наращивание взаимообмена делегациями, проводить военно-стратегические консультации.
Коротченко подчеркнул, что в современном мире войны ведутся высокоточным оружием и «танковыми клиньями уже никто рассекать не будет». «Войны XXI века носят гибридный характер, а роль высокоточного оружия постоянно повышается. Опыт последних боевых действий показал, что войны либо гибридные, либо с применением высокоточного оружия, либо два этих варианта пересекаются в той или иной конфигурации. Масштабная война сегодня – это нонсенс. И, конечно, Россия к ней не готовится», – пояснил эксперт.
Что касается оценки руководителя исследования Юхана Нурберга, который признал наличие у российской армии мускул, но посоветовал «тренировать военное мышление и нервную систему», то Коротченко предложил шведам вспомнить свою историю. «Пусть читают уроки поражения Карла XII в войне с Россией. Уже тогда, в 1709 году, мы показали превосходство нашего военного мышления», – подытожил Игорь Коротченко.
Как
В качестве примера приводятся учения «Запад-2017» с участием 5,5 тыс. российских военных, а также «Восток-2018» с задействованием около 300 тыс. военных. Юхан Нурберг заявил, что Россия готовится вести «растянутые во времени войны против возможных противников размеров Китая или НАТО».