Владимир Путин хочет облегчить въезд в нашу страну иностранных туристов – как на безвизовой основе, так и через упрощение получения виз. Это выгодно нам во всех смыслах – и экономическом, и политическом. Пока получается, что нам проще путешествовать по миру, чем иностранцам ездить к нам. А чем больше людей увидят Россию, тем сильнее будут наши позиции в мире.
Выступая в среду на форуме «Деловой России», Владимир Путин высказался за расширение опыта краткосрочного безвизового въезда иностранных туристов в Россию и применения электронных виз:
«Этот опыт нужно обобщать и расширять, на Дальнем Востоке, может быть, в других регионах. Нужно переходить, конечно, к более широкому использованию электронных виз, это точно. Все это находится в работе».
Опыт краткосрочного безвизового пребывания иностранцев уже есть, в частности, у Санкт-Петербурга, напомнил Путин, и добавил, что является полным сторонником таких идей, однако «приходится преодолевать позицию» правоохранительных органов и МИД:
«Надо честно сказать, что их позиция часто является обоснованной, но двигаться все равно нужно, ведь с помощью запретов мы задач развития точно не решим ни в сфере туризма, ни в других областях. Поэтому мы точно совершенно будем по этому направлению двигаться дальше, но постепенно, аккуратно».
Путин уже не первый раз за последний год высказывается на эту тему – понятно, что вопрос стал актуальнее после чемпионата мира по футболу, проходившего в нашей стране. Тогда для болельщиков, купивших билеты на матчи, был введен безвизовый режим – а уже после завершения чемпионата, в августе, президент подписал закон, который разрешал обладателям паспортов болельщика безвизовый въезд в Россию до 31 декабря 2018-го включительно.
Сейчас Путин отметил и вклад туризма в ВВП страны (3,4 процента), и то, что отрасль растет довольно быстро и есть потенциал для развития. Понятно, что эти цифры касаются всего туризма, как внутреннего, так и въездного, но обе категории могут расти еще очень сильно.
Даже если брать общее число въехавших в нашу страну в прошлом году иностранцев – на конец сентября их было 25 миллионов, а всего за год будет больше 30 – то оно очень невелико. Тем более что подавляющая часть пересекающих нашу границу – это граждане бывшего СССР – на шесть постсоветских республик (включая Украину) приходится две трети всего въезда. И меньше пятой части приезжающих в Россию иностранцев едет к нам с туристическими целями – за первые девять месяцев турпоток вырос на 20 процентов – до 4 миллионов.
То есть в год получится около 5 миллионов – что, на самом деле, капля в море.
В маленькую Грузию в прошлом году въехало почти 9 миллионов туристов – и даже если предположить, что большая часть из них приезжали на самом деле не с туристическими целями (жители соседних регионов, к родственникам и так далее), то все равно получится цифра, сопоставимая с Россией. Ведь только из нашей страны в Грузию приехало 1,5 миллиона человек. Для сравнения: эта цифра сопоставима с общим турпотоком из Китая в Россию за прошлый год (и китайцы вышли на первое место среди всех иностранных туристов в России).
Понятно, что если в Россию будет приезжать не 5, а хотя бы 10 миллионов иностранных туристов в год, это будет иметь и заметный экономический эффект. И упрощение визового режима с нашей стороны может сильно повысить привлекательность России для иностранцев – не называя конкретных цифр въезжающих, министр экономического развития Орешкин сказал в среду, что облегчение визового режима может увеличить доходы бюджета от туризма на 20–30 процентов.
Действительно, гораздо проще поехать в страну, в которую виза не нужна – мы убедились в этом на собственном опыте. За постсоветские годы наши граждане стали гораздо больше ездить по миру – и существенным ограничением для поездок в Европу остается визовый барьер. Особенно это касается нестоличных жителей, которым для получения виз нужно ехать в Москву, Санкт-Петербург или крупный город, в котором есть консульство. Но точно с такими же проблемами сталкиваются и европейцы или азиаты, собирающиеся в Россию – к тому же наши консульства, как правило, выдают одноразовые визы.
При этом сейчас у России есть безвизовый или облегченный визовый (получение визы при въезде) режим с очень многими странами мира. В рейтинге агентства Henley & Partners российский паспорт стоит на 47-м месте из 106 – мы можем въехать в 119 стран. Это чуть меньше, чем у обладателей украинского паспорта (128), но для них введен безвизовый въезд в страны Шенгенского соглашения, а ведь оно объединяет 28 государств Европы.
Для русских не нужно заранее получать визу в практически все страны Латинской Америки, большую часть Азии и Африки. Самое болезненное и неудобное – это США, Великобритания, Япония и Европа. Но тут речь идет о политическом конфликте и принципе взаимности. Поэтому, если с Мексикой или Турцией мы смогли договориться о безвизовом режиме и их граждане свободно приезжают к нам, то с США или Германией такой вариант не проходит именно из-за позиции американских и немецких властей. Что в этих условиях хочет сделать Россия?
То, о чем говорит Путин, – ввести безвизовый краткосрочный въезд в ряд регионов и расширить возможность получения электронной визы. С 1 августа 2017 года появилась возможность оформлять визы дистанционно – сначала она действовала для граждан 18 стран для въезда на территорию свободного порта Владивосток, а с 1 января прошлого года ее распространили и на пропускные пункты Приморья, Камчатки, Чукотки. При этом, правда, иностранцы имеют право на свободу передвижения только в пределах территории субъекта Федерации, в котором был осуществлен въезд.
В этом году электронную визу распространят и на Калининград. То же самое можно сделать и для Петербурга – самого привлекательного города для европейских туристов. А потом и для Москвы – чтобы со временем снять ограничения и расширить действие электронной визы (или краткосрочного безвизового разрешения – в зависимости от того, из какой страны приехал турист) на всю Россию.
Краткосрочный безвизовый въезд и электронная виза (к тому же бесплатная) действительно могут привлечь к нам миллионы туристов – как азиатских, так и европейских. При этом понятно, что для США в целом никто режим въезда упрощать не собирается. Не считая, конечно, тех случаев, когда американский гражданин приплывает в Санкт-Петербург во время путешествия на круизном лайнере или житель Аляски едет на Чукотку или в Приморье.
Тут вопрос политический: если мы пойдем на одностороннее упрощение визового режима в нынешней ситуации антироссийской истерии американской политической элиты, то вряд ли сможем в будущем рассчитывать на смягчение визового режима для наших граждан, желающих поехать в США.
Другое дело с Европой. Тут можно идти на самые разные варианты и поблажки. Играя как раз на том, что множество европейских стран были готовы к отмене визового режима с Россией еще несколько лет назад, и только начавшийся в 2014 году конфликт помешал прийти к соглашению об отмене виз.
Что касается опасности проникновения террористов, то это как раз поле деятельности для спецслужб. Понятно, что никто не предлагает вводить безвизовый режим для стран, не имеющих устойчивого внутреннего порядка и серьезного паспортного контроля на выезде – как и отказываться от электронных анкет для, например, американцев или европейцев. К тому же с каждым годом растет возможность контроля всего и вся – начиная с камер наблюдения и заканчивая отслеживанием покупок и передвижений.
Чем больше иностранцев приедет в нашу страну, тем лучше нас будут знать в мире. Наша самая главная мягкая сила, на самом деле, это мы сами, сама Россия – наша природа, наша история, наши люди, наш уклад. Русские не только очень отзывчивый и интересующийся всем происходящим в мире народ, но еще и народ очень открытый. Нам нечего скрывать (кроме военных тайн) и некого бояться (а с террористами мы не собираемся расслабляться) – так что мы можем себе позволить принять на порядок больше интересующихся нашей страной. Которые, уехав из России, станут самыми эффективными агентами русского мира.
И чем больше в мире будет людей, имеющих о России личные впечатления, тем лучше будут к нам относиться и в их странах в целом – а значит, тем крепче будут наши позиции, тем сильнее мы будем.
Источник: Взгляд