Джеймс Кэмерон мечтал снять киберпанк-экранизацию популярной японской манги о девушке-киборге Алите больше двадцати лет. Впервые о проекте режиссер заговорил еще в 1995 году, но вынужден был прерваться на «Титаник». Ситуация повторилась в 2003 году, когда постановщик сделал выбор в пользу «Аватара» и – чуть позже – его сиквелов. Понятное дело, масштабное воссоздание одной из трагедий двадцатого века так же, как и тщательная разработка мира на’ви требовали времени и денег. В итоге с обоими задачами Кэмерон справился блестяще: «Аватар» стал настоящим хитом, занял первую строчку в рейтинге самых кассовых фильмов («Титаник», к слову, уютно расположился на втором месте) и обзавелся сразу четырьмя сиквелами, стоимость которых оценивается феноменальной суммой в миллиард долларов.

Разумеется, после таких успехов у Джеймса был полный карт-бланш. Режиссер уже успел поработать с самыми современными технологиями и получил необходимые навыки для создания на большом экране причудливых фантастических миров. Авторитет и репутация у Кэмерона были и раньше, что позволило ему не только получить полный контроль над проектом на всех этапах его производства, но и собрать на площадке команду мечты. В нее вошли Роберт Родригес. вставший у руля проекта, восходящая звезда Роза Салаэар, которой досталась главная роль, а также Кристоф Вальц, Дженнифер Коннели, Махершала Али (к слову, предстающий в довольно необычном для себя амплуа) и парочка других получивших мировую известность артистов.

Кадр из фильма «Алита: Боевой Ангел»

 

Само собой перед зрителем закономерно встает вопрос: действительно ли «Алита: Боевой ангел» стоит просмотра на большом экране, а самое главное -всех потраченных на нее усилий? С одной стороны – определенно. Кэмерон и его команда создали проект, которой с гордостью могут назвать своей лебединой песнью (не зря на финальных титрах играет одноименная песня певицы Оиа Ира). С другой, есть риск перефразировать известную поговорку про русских и немцев – что автору хорошо, то зрителю может совсем не понравиться. Разбираемся, где культовые кинематографисты перегнули палку -конечно, от большой любви, – и что может их оправдать.


В центре сюжета фильма доктор Идо (его играет Кристоф Вальц), который живет в отдаленном будущем и занимается тем, что помогает беднякам, ремонтируя их кибер-протезы. Происходит это чаще всего в долг или за условные апельсины. Не разориться главному герою помогают разве что его ночные похождения (о них речь пойдет чуть позже). Хотя, казалось бы, в 26-м веке иметь собственную мастерскую – дело довольно прибыльное. Например, бывшая супруга Идо Кирен (Дженнифер Коннели) получает доступ к самому современному оборудованию и раз за разом ставит на ноги способных доставить немало неприятностей шестерок, которыми руководит некий злодей Нова.

Кадр из фильма «Алита: Боевой Ангел»

 

Но доступа к Кирен у многих нет и все дороги в огромном Айрон Сити ведут в мастерскую Идо. Нужные запчасти он подыскивает на огромной свалке, куда сбрасываются отходы из последнего на планете небесного города Залема -самого монументального напоминания о Великой войне, разразившейся несколько столетий назад и по совместительству естественной среды обитания Новы. Однажды Идо находит среди мусора останки девушки-киборга. Ее «сердце» и «мозг» еще работают, поэтому герой Вальца принимает решения забрать ее и подарить новое тело, которое он много лет назад сделал для своей дочери, убитой в ходе нападения на мастерскую одним из бывших клиентов Идо.

Называет главный герой миловидную девушку именем покойной дочери Алита и, по всем канонам жанра, берет ее под свое крыло. Она тем временем активно пытается не только познать мир вокруг себя, но и вспомнить, кем же является на самом деле. В итоге вся эта по сути своей фабула растягивается на два часа хронометража и в течение этого времени эпичное полотно пытается вместить в себя множество сюжетных линий, большинство из которых с легкостью можно отыскать в других произведениях подобного рода.

Кадр из фильма «Алита: Боевой Ангел»

 

В «Алите» речь идет о первой влюбленности, предательстве близких, материнском инстинкте, отцовских опасениях и злодейских планах. История разыграна как по нотам, но эта мелодия в результате получается очень знакомой. Если не знать о затянувшихся попытках запустить проект в производство, создается впечатление, что Кэмерон просто сделал ставку на графику, а на деле собрал все возможные штампы в одно полотно. Кроме, пожалуй, одного – сулящего верную гибель учителю и названному отцу главной героини. Вероятно, Джеймс решил не отправлять Вальца в утиль сразу, за что ему, в принципе, большое спасибо – Идо здесь в прямом смысле лучик света. Кроме того, создатели практически не позволяют себе иронии и самоиронии -за пару часов хронометража можно насчитать не так много шуток, бьющих в цель. Все остальное время герои ходят с максимально серьезными и напряженными лицами и выдают скучные и пафосные реплики.

Периодически доходит до сцен, вызывающих только недоумение. Из самых ярких примеров – момент, где Алита толкает патетичную речь в местном баре, а потом просто начинает методично избивать всех подряд. Ситуацию остроумно и элегантно разруливает Идо. Но процесс уже запущен – буквально через пару минут Алита разукрашивает себе лицо кровью только что убитой собаки (эпизод в 99% случаев вызывает закономерный вопрос «Что?», произнесенный вслух) и совершает абсолютно неоправданный поступок, прекрасно понимая, что он грозит ей неминуемой гибелью. Все это в итоге приводит к уже привычной ситуации под кодовым названием «Спасибо, Идо, дубль два».

Кадр из фильма «Алита: Боевой Ангел»

 

«Алита» практически безупречно снята с технической точки зрения. Фильм стирает границу между воссозданным с помощью компьютерной графики миром (Роза Салазар снималась с датчиками захвата движения и ее героиня выглядит на экране не только максимально реалистичной и по-настоящему живой, но и невероятно милой) и реальностью футуристичного (а как может быть иначе?) 26-го века. Но даже несмотря на детально проработанный мир и выдающуюся графику, картина может вызвать у зрителя смутное ощущение какой-то неправильности и даже скорее неразумности происходящего на экране. Особенно, если это зритель старше 20 лет.

Проект Родригеса и Кэмерона – настоящий полет мечты наяву. И он вполне способен заинтересовать определенный сегмент публики, особенно знакомый с первоисточником. Очароваться им могут и те, кто впервые слышит про Алиту -уж слишком много энтузиазма авторы вложили в это кино и слишком много мальчишеского задора спрятано в его глубинах. На поверхности, увы, скудная хореография (дело касается даже скоростных гонок на выживание, от которых вроде как должно захватывать дух), вызывающие недоумение клише и совершенно внезапные вспышки насилия, тоже способные вызвать вопросы.


Кадр из фильма «Алита: Боевой Ангел»

 

Да, кино снимал Родригес, который ответственен, например, за «От заката до рассвета» и «Город грехов». Но большую часть времени «Алита» выглядит как кино для подростков от 12 до 16 лет, но им, что иронично, вход в кинозал запрещен как раз-таки по причине рейтинга 16+. Никакая голубая кровь, которой истекают киборги, ситуацию не спасает, когда на экране происходит что-то запредельное жестокое. Подобные сцены выбивают зрителя из колеи благодаря чему-то смутно похожему на эффект неожиданности, в то время как сюжет плавно летит вперед и не дает заострить на насилии внимание.

Кроме того, «Алита» постоянно дает понять, что автор задумывал фильм как старт очередной франшизы, будущее которой, однако, туманно. Кэмерон пытается заинтриговать зрителя всеми возможными способами, включая довольно мощный клиффхэнгер. Так, происходящее обрывается на самом интересном месте, при этом авторы используют наживку, на которую невозможно не среагировать эмоционально. В ее качестве выступает – и это правда большой сюрприз – Эдвард Нортон, играющий главного антагониста.

Кадр из фильма «Алита: Боевой Ангел»

 

«Алита: Боевой ангел» не вызывает слишком сильного отторжения – несмотря на изредка проскакивающие проблемы с графикой, это научно-фантастическое фэнтези определенно стоит смотреть именно на большом экране. В этом случае фильм способен увлечь зрителя и вполне может рассматриваться как вариант неплохо провести вечер. Но в итоге, как бы это иронично ни звучало, лента Кэмерона и Родригеса выглядит чересчур механическим продуктом. Это кино, в котором слишком много жанровых фишек, пафоса (одной из каст, например, являются ни много ни мало воины-охотники) и ненужных повторов (их много настолько, что иногда складывается впечатление, что команда не знала, как именно смонтировать между собой отдельные эпизоды; проговаривается абсолютно все, иногда и не по одному разу).


К сожалению, «Алита: Боевой ангел» на сегодняшний день оказывается сюжетно устаревшей и полностью предсказуемой лентой, которая старается выглядеть как фильм будущего и отказывается от использования ламповых штучек, которые могли бы ее спасти и вывезти на чувстве ностальгии. Она хватается за все подряд и еще раз доказывает, что долгий производственный процесс – не всегда залог качественного финального продукта. Даже если речь идет о проекте мечты, в который вложены время, деньги и душевные силы.

Источник: vokrug tv

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *