Уникальный дальневосточный судостроительный комплекс «Звезда» сообщил о выводе верфи на совершенно новый производственный уровень, который позволит предприятию строить самые большие в стране суда. Этот шаг существенно укрепит потенциал импортозамещения, что крайне важно в условиях международных санкций против России.

Несколько лет идет формирование на Дальнем Востоке России совершенного нового и уникального по своим задачам судостроительного комплекса «Звезда». Комплекс этот столь же уникален, как и сам регион, в котором возводится предприятие. Отмечалось, что «Звезда» не будет верфью самой по себе, пусть и крупной. Производственный комплекс станет ядром целого промышленного кластера, который расположится в центре бухты Большой Камень на южном побережье Приморского края.

«Звезда» будет окружена предприятиями разного уровня, которые обеспечат ее почти всем необходимым – от металлического профиля до судовой электроники. Завод будет строить не просто суда промышленного назначения, а крупнотоннажные суда и плавучие платформы.

Эксперты уже неоднократно отмечали, что новый производственный центр такого масштаба внесет огромный вклад в экономику российского Дальнего Востока, создаст рабочие места, обеспечит местные предприятия новыми заказами и в целом даст новый импульс региону, развитие которого было названо президентом России Владимиром Путиным национальным приоритетом номер один.

Большая верфь – большие задачи

Как уже говорилось, новыми промышленными флагманами России станут крупнотоннажные суда. Накануне «Звезда» обрела наиболее необходимый элемент для воплощения этой амбициозной задачи – транспортно-передаточный плавучий док. Отныне верфь становится в один ряд с крупными зарубежными предприятиями, у которых ранее России приходилось заказывать плавучих промышленных гигантов. Ожидается, что в конечном итоге построенные на «Звезде» суда будут превосходить зарубежные аналоги или вовсе не иметь таковых.

Строительство дока по заказу «Звезды» произвела китайская компания BSIC. Док был отбуксирован и поставлен на рейд в Уссурийском заливе, а затем его доставили непосредственно на «Звезду». Швартовка дока на его целевое место заняла несколько часов, в итоге этот крупный элемент стал продолжением тяжелого открытого достроечного стапеля верфи.

Размеры нового дока вполне соответствуют его задачам: он сможет обслуживать гигантов длиной до 300 метров и шириной до 50 метров с массой в 40 тыс. тонн. С помощью дока новые суда, пройдя через достроечный стапель, будут спущены на воду. Среди задач этого крупного производственного элемента также значится спуск на воду крупных объектов морской техники, например, буровых платформ.

Новый плавучий док уникален еще и тем, что сможет работать наоборот: поднимать из воды и передавать на причал ремонтируемые объекты, а затем снова спускать их на воду. Дополнительной функцией плавучего причала-гиганта станет буксировка судов или целых элементов плавучих платформ. Таким образом, верфь уже вооружилась одним из центральных и основополагающих подвижных многофункциональных элементов.

Новый конкурент мировых флагманов

Что происходит с предприятием, которое начинает производить то, что раньше закупалось за границей? Оно начинает конкурировать с зарубежными производствами. По мнению экспертов и аналитиков, именно такой шаг теперь ожидает «Звезду». Конкурирующее с мировыми флагманами предприятие к тому же экономит государственные средства и, самое главное, обеспечивает заказами внутренние производственные мощности, то есть занимается долгосрочными инвестициями в сектора отечественной экономики.

Мы сейчас единственное предприятие в России, которое благодаря созданию сухого дока может строить крупнотоннажные суда, например, огромные челноки, а также суда-газовозы. Прежде суда подобного класса строились только на зарубежных верфях. Теперь мы сами можем выйти на международный рынок и будем конкурировать с азиатскими и европейскими судостроительными компаниями,

– заявил генеральный директор ССК «Звезда» Сергей Целуйко.

Судоверфь еще строится, однако в ее портфеле заказов уже более 25 контрактов на совершенно уникальную технику. Среди запланированных к постройке – танкеры типа «Афрамакс». Кроме этого предприятие получило заказы на суда снабжения, арктические челноки и мелкосидящие ледоколы, преимуществом которых является универсальность применения даже в самых труднодоступных акваториях северных морей.

По словам господина Целуйко, основным заказчиком «Звезды» уже стала «Роснефть», а танкер «Афрамакс» – вообще один из крупнейших, которые когда-либо строились в России. Судно достигает в длину 258 метров, а его ширина составляет 46 метров.

«Звезда» также ведет переговоры и с потенциальными заказчиками, которые могут быть заинтересованы в получении уникальных и современных промышленных судов. По словам Целуйко, переговоры идут, в частности, с «Новатэком», который может заказать строительство 15 газовозов. Еще одним потенциальным заказчиком является Газпром.

Загрузка верфи зависит от фрахтователей, которые определяют, какие грузы им необходимо перевозить. То ли это сжиженный газ, то ли нефть, то ли сухие грузы, и в соответствии с этим корректируется план загрузки судостроительного комплекса,

– отметил генеральный директор «Звезды».

Судоверфь с такими возможностями, разумеется, не намерена ограничиваться лишь внутренними заказами. Мощности предприятия в конечном итоге позволят строить крупнейшие суда и для нужд зарубежных компаний. В перспективе ближайшего года-двух, как ожидают на предприятии, «Звезда» уже сможет конкурировать с ведущими зарубежными верфями.

Как рассказал господин Целуйко, у «Звезды» есть целый ряд уникальных конкурентных преимуществ. Во-первых, это новый плавучий док, который в длину достигает 485 метров, в ширину – 114 метров, в глубину – 14 метров. Наряду с этим основным преимуществом к серьезным конкурентным факторам можно отнести и четыре портативных крана, каждый из которых имеет грузоподъемность в 100 тонн. Краны установлены на открытом тяжелом достроечном стапеле.

По словам гендиректора, «Звезда» также снабжена двумя кранами более серьезного типа, грузоподъемность каждого из которых составляет 320 тонн. Однако в ряду аналогичной техники выделяется кран «Голиаф», который способен поднять 1,2 тыс. тонн груза. Этот кран не имеет аналогов в России. Как отметил Целуйко, краны были установлены еще год назад и уже доказали свою крайнюю эффективность и надежность.

Работа на перспективу

Как рассказал генеральный директор предприятия, хотя «Звезда» еще не достроена, контракты не отработаны, завод уже демонстрирует хорошие перспективы как собственного развития, так и развития всего Дальнего Востока. На предприятии уже трудятся около 1,5 тыс. человек, 87% из которых – жители региона. При этом только в 2018 году на работу будут взяты еще около 2 тыс. новых сотрудников целого ряда специальностей. По словам Целуйко, окончательное число сотрудников при выходе «Звезды» на полную мощность должно составить порядка 7,5 тыс. человек.

Как заявил, в свою очередь, начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов, «Звезда» должна внести серьезный вклад в потенциал освоения российскими компаниями континентального шельфа. Этот процесс потребует к 2030 году создания технических средств и сопутствующей инфраструктуры для добычи и транспортировки до 100 млн тонн нефти и до 200 млрд кубометров газа в год.

Поэтому в ближайшие годы наибольшая доля российского гражданского судостроения будет приходиться именно на сектор шельфовой техники для разведки, добычи и транспортировки углеводородов,

– отметил Суверов.

Портфель заказов «Звезды» он оценил в 1 трлн рублей в ближайшие 10 лет, что составит 100% внутреннего рынка морских платформ и закроет 80% потребностей рынка в судах снабжения.

Внешний контур и конкурентоспособность верфи отметил директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. По его словам, уникальный комплекс сможет строить не только суда для России, но и делать это на условиях, конкурентоспособных по срокам и стоимости. Разуваев отметил, что «Звезда» должна бросить вызов знаменитым южнокорейским верфям, которые сегодня являются мировыми лидерами в области промышленного судостроения.

В текущем году макроэкономическая ситуация может сыграть на руку «Звезде»: из-за укрепления корейской воны, роста цен на сталь и ограниченной конкуренции мы можем ожидать рост цен на южнокорейских верфях на 10-15%,

– сказал Разуваев.

По его словам, на руку «Звезде» также окажутся новые требования Международной морской организации, которая выпустила более жесткие экологические стандарты, касающиеся выбросов оксидов серы и очистки балластных вод. Это требование также приведет к удорожанию продукции южнокорейских верфей и повысит конкурентоспособность «Звезды». Разуваев в этой связи не исключил, что часть заказов южнокорейских верфей перетечет к «Звезде».

Большой вклад уникальной российской верфи отметил и директор Инженерной школы Дальневосточного федерального университета, доктор технических наук Александр Беккер. Он назвал «Звезду» проектом мирового уровня, за счет функционирования которого Приморский край получит не только новую налогооблагаемую базу, но и новые рабочие места, скачок в развитии местных сопутствующих производств и социальной сферы.

Страна получит современный судостроительный комплекс мирового уровня, который позволит решить вопросы обеспечения освоения ресурсов континентального шельфа арктических и дальневосточных морей, развитие Северного морского пути,

– отметил Беккер.

По словам генерального директора «ИнфоТЭК-Терминал» Рустама Танкаева, создаваемый на Дальнем Востоке комплекс внесет вклад не только в экономику региона и страны, но и сыграет важную роль в процессе реализации стратегических задач России.

Строительство судоверфи «Звезда» – это импортозамещение в самом широком смысле слова. Создание отечественного оборудования для освоения арктического шельфа сегодня просто необходимо отрасли в целом и «Роснефти» в частности для развития своей сырьевой базы,

– сказал Танкаев.

Таким образом, создаваемый консорциумом «Роснефтегаза», «Роснефти» и Газпромбанка завод призван стать (и уже становится) новым промышленным объектом, имеющим огромное экономическое и стратегическое значение. Для страны в нынешних условиях расширения международного давления конкурентоспособность на мировых рынках является крайне важным фактором, ведь зарубежные партнеры России сегодня все чаще понимают язык лишь экономической выгоды. Очевидно, что отечественная судостроительная продукция выходит на новый уровень, и это позволит дополнительно обезопасить страну в нынешних условиях.

 

Источник

Новостной портал Новости 24. Последние новости сегодня в России и в мире

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *