В январе в Москву должен приехать премьер Японии Синдзо Абэ, чтобы провести с президентом России Владимиром Путиным очередной раунд переговоров по южным Курильским островам. Визит Абэ уже омрачён реакцией российского МИД на необдуманные слова премьера, а также внесением в Госдуму законопроекта о запрете передачи этих островов японской стороне. На что рассчитывают в Токио?

Активно продвигаемые Японией переговоры по заключению мирного договора с Россией и принадлежности Южных Курил с началом 2019 года приобретают новую проблематику. Дело даже не в том, что ещё раньше Владимир Путин и Синдзо Абэ в целом согласились разговаривать на основе договора 1956 года, затрагивающего два из четырёх южных Курильских островов.

Дело в том, что на господина Абэ в Японии оказывается серьёзное давление. Японцы вообще ждали бы от любого премьера – Абэ или нет – продолжения переговоров с Россией и успеха по итогам таких контактов. В то же время японскому премьеру пока похвастаться совершено нечем. От этого риторика вокруг «спорных» для Японии островов становится в этой стране более жёсткой и одновременно она всё больше утрачивает связь с реальностью.

Абэ

Синдзо Абэ

 

В начале января Абэ позволил себе весьма некрасивое высказывание в адрес жителей Южных Курил, отметив, что Япония не будет просить граждан России уехать, а возьмёт острова вместе с ними. По логике Абэ, это весьма неоднозначное высказывание должно было звучать как послабление для России и готовность Токио идти на уступки.

0 января в Госдуму был внесён законопроект, который и вовсе запрещает передачу Южных Курил Японии. Просто и лаконично – нет, и всё. Отчасти этот законопроект можно рассматривать как реакцию на совершенно необдуманные слова Абэ. Однако не будем забывать, что это лишь законопроект. И пока что в Москве ждут в гости премьера Японии, ждут от него здравой позиции и готовности найти точки соприкосновения с тем, о чём будет говорить Владимир Путин.

 

Ситуация усложняется

Итак, 10 января в Госдуму был внесён законопроект «О территориальных претензиях к РФ со стороны Японии». Его внёс депутат ЛДПР Сергей Иванов, информация о законопроекте уже доступна в базе данных Госдумы. Проект закона предусматривает полный запрет на передачу Курильских островов.

Иванов

С. Иванов

 

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что он был разработан «в связи с принятием парламентом Японии поправки к закону «Об особых мерах для форсирования решения проблемы Северных территорий», в которых зафиксирована принадлежность четырёх Курильских островов Японии». В японском документе также была поставлена задача «прилагать максимальные усилия для реализации скорейшего возвращения Северных территорий как территорий, принадлежащих Японии».

Курильские острова принадлежат РФ по итогам Второй мировой войны на основании Каирской декларации от 1 декабря 1943 года, Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года, мирного договора с Японией, подписанного в городе Сан-Франциско 8 сентября 1951 года, уточняется в записке к документу.

Там также сказано, что в акте своей капитуляции от 2 сентября 1945 года Токио безоговорочно признал содержание Потсдамской и Каирской деклараций, а по статье 2 Сан-Францисского мирного договора 1951 года Япония отказалась от дальнейших притязаний на Курильские острова. Также Токио не должен иметь претензий к той части Сахалина и соседних островов, которые достались японцам по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года.

Логика тут такова, что по идее Япония даже не имеет юридического права требовать какие-то из вышеупомянутых территорий. Перечисленные документы также появились гораздо раньше, чем была заключена Совместная декларация 1956 года между СССР и Японией.

Тем не менее в июле парламент Японии совершил очередной не объяснимый этой логикой кульбит и принял поправки к закону о Курильских островах. В этих поправках было сказано не только о совместной хозяйственной деятельности России и Японии на Южных Курилах, но и об «исконной принадлежности Южных Курил Японии».

МИД

Здание МИД России

 

Этот пассаж ещё тогда вызвал осуждение МИД России, который отметил, что такая постановка вопроса существенно осложнит переговоры по совместной деятельности. Теперь же имеется и совсем недавнее заявление премьера Японии, которое станет ещё одним подобным фактором. Именно на таком фоне во второй половине января и должна пройти встреча Владимира Путина с Синдзо Абэ.

 

Слово – не воробей

В своём интервью телеканалу Asahi Синдзо Абэ заявил не только о готовности принять в японскую юрисдикцию жителей Курил вместе с территорией, но и о том, что в переговорах с Россией якобы наметился поворот. Кроме этого, премьер заявил о необходимости добиться от жителей России на этих островах понимания «перехода территориальной принадлежности островов к Японии».

Этот призыв звучит, безусловно, дико. Однако он небезоснователен, потому что жители Южных Курил действительно не понимают, почему они, граждане России, вдруг должны оказаться жителями Японии, совершенно другого государства, которое к тому же является союзником США.

9 января в МИД России был вызван посол Японии Тоёхиса Кодзуки, которого попросили объяснить эти заявления Абэ. По итогам встречи с японским дипломатом замглавы МИД России Игорь Моргулов отметил, что господин Абэ на самом деле грубо исказил смысл того, о чём говорилось ранее в ходе переговоров с Владимиром Путиным. При этом Абэ умудрился исказить даже свои собственные слова, сказанные им в ходе прошлой встречи.

посол Японии

Посол Японии в России Тоёхиса Кодзуки

 

Можно проштудировать множество заявлений как самого Абэ, так и японских политиков, членов делегации, чтобы убедиться, что ничего из того, о чём сейчас премьер рассказывает японским СМИ, не было сказано на переговорах с Путиным. Разумеется, не было речи и о каком-то «поворотном моменте», который якобы наступит в 2019 году. Однако Абэ сказал то, что сказал, и теперь ему предстоит лавировать между официальной позицией Японии на переговорах и тем отношением к ним, которое он сформировал в японском обществе, ибо это попросту совершенно разные вещи.

Между тем Абэ не просто дал интервью телеканалу Asahi. Он заверял японцев в грядущем «прорыве» также на своём выступлении в Токио перед японским истеблишментом, затем – на встрече с избирателями. Последнее представляло для премьера особую важность, так как его будущая политическая карьера напрямую зависит от того, как электорат оценит результаты переговоров с Россией.

Журналисты также последовали за японским премьером на родовое кладбище в городе Нагато, где Абэ посещал могилу своего отца – Синтаро Абэ. На могиле Абэ в присутствии прессы пообещал сделать всё возможное для того, чтобы добиться успеха на переговорах с Россией по Курилам. Таким образом, налицо большая информационная кампания в Японии, которая существенно преувеличивает достижения нынешнего правительства на переговорах.

 

Лишь один конструктивный фактор

Как сообщила японская газета Yomiuri, Абэ всё же может привезти в Москву одно-единственное конструктивное предложение. Речь идёт о том, чтобы заключить соглашение о взаимном отказе от материальных претензий. Абэ, по данным издания, считает такое предложение огромной уступкой со стороны Японии.

Сейчас в Стране восходящего солнца живёт около 6 тыс. человек, которые сами или же их отцы и деды переехали с Курил. Эти люди предъявляют претензии правительству Японии, заявляя, что на Южных Курилах у них была собственность, земля, недвижимость и другие ценности. Эти жители говорят, что Россия обязана им компенсировать потери.

Абэ якобы готов предложить Путину снять эти претензии японцев к России и выплатить им компенсации из японского бюджета. В такой постановке это и правда было бы своего рода уступкой, однако премьер Японии намерен выдвинуть Москве встречное требование – отказаться от всей инфраструктуры, которая была построена на островах с 1945 года.

У этого конструктивного вопроса, впрочем, есть двойное дно, как у сундука фокусника. Во-первых, если Россия рассчитается с японцами или их родственниками, оставившими на островах собственность, то это будет равносильно полному признанию со стороны Японии российского суверенитета над этими территориями. Во-вторых, обсуждение подобных вопросов, особенно отчуждения в пользу Японии инфраструктуры, будет означать и передачу территории Японии.

Наконец, открытым остаётся вопрос безопасности. Синдзо Абэ не предоставил (а скорее всего, и не может предоставить) никаких юридических доказательств того, что после передачи Японии даже какой-то части совершенно необитаемых островов, там в одночасье не появятся военные базы США. Ведь Токио – давний союзник Америки.

Достаточно вспомнить пример с военной базой США на японском острове Окинава. Местные жители неоднократно жаловались на американских военных, на их поведение и преступления, на невозможность жить там, где в воздух поднимаются конвертопланы Osprey, и там, где вообще расположено множество военной инфраструктуры. Однако власти Японии, даже несмотря на проведение референдума в октябре 2018 года, всё равно решили не только оставить военных США на острове, но и построить для них новый аэродром.

окинава

Окинава

 

Если власти Японии так относятся к собственному населению, то чего стоит ждать гражданам России, если они согласно сюрреалистичному сценарию господина Абэ вдруг окажутся в Японии, войдя в её состав вместе с островами?

Таким образом, пока остаётся загадкой, о чём вообще может говорить Абэ в Москве. В МИД России же неоднократно говорили, что переговоры могут вестись о совместной деятельности, и это более чем конструктивно. На повестку дня возможно вынести, например, конкретные контракты между компаниями, вопрос инвестиций, суммы, цифры. Пока же очевидно, что премьер Японии подвергся большому давлению в своей стране и наговорил многое из разряда желаемого, а не действительного, за что и будет вскоре отвечать перед собственными гражданами.

Источник: Царьград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *