В вопросе обязательного размещения на автомобиле с шипованной резиной знака «Ш» возникла серьезная путаница. До сих пор автовладельцы не понимают – нужно или нет этой осенью при смене покрышек наклеивать на машину этот знак. В показаниях как будто путается и МВД. Так что же происходит?

В 2017 году знак «Шипы» стал настоящим талисманом практически каждого автомобиля. Именно этот знак был признан в МВД одним из гарантов безопасности и профилактики ДТП в зимний период: в правила дорожного движения были внесены поправки, обязывающие автовладельцев размещать на задней части автомобиля треугольную наклейку с символом «Ш» в красной рамке, если на машине установлена зимняя резина с шипами.

Зачем были внесены такие поправки? Дело в том, что тормозной путь автомобиля на шипованной резине короче, чем на «липучке» – зимних покрышках без шипов. Следовательно, такой знак должен информировать идущий сзади автомобиль, что перед ним могут затормозить более эффективно, чем этого можно ожидать. Предполагается, что проинформированный об этом водитель будет учитывать фактор такого торможения и соблюдать увеличенную дистанцию. Кроме этого, шипы на колесах могут спровоцировать выброс камней и гравия в сторону других участников движения. Это фактор, который также должен учитываться.

В итоге с наступлением зимнего сезона 2017/2018 за наклейками с символом «Ш» началась настоящая охота. Наблюдался даже дефицит этих знаков в розничной торговле. Все дело в том, что в правилах была закреплена и ответственность водителей за езду на шипах без соответствующего знака – штраф в 500 рублей.

С окончанием прошлой зимы, впрочем, решение МВД и ГИБДД по знакам «Ш» подверглось критике. Автоэксперты уверяли: знак никак не повышает безопасность.

С приближением зимнего сезона 2018/2019 вопрос стал более актуальным. Мало того, в правительственных кругах всерьез заговорили об отмене соответствующих поправок в ПДД. Прозвучали также мнения, что знак «Ш» устанавливать все же нужно, однако следить за его наличием сотрудники ГИБДД якобы теперь так пристально не будут, равно как и штрафовать за его отсутствие. Так нужно или нет устанавливать такой знак этой осенью?

Путаница продолжается

Поводом для новых разговоров стало заявление МВД России о том, что знак «Шипы» потерял актуальность, и в министерстве не видят больше необходимости в том, чтобы его устанавливать. Такой ответ дал замглавы МВД Михаил Ваничкин на запрос депутата Госдумы Сергея Боярского, сообщает «РИА Новости», в распоряжение которого попал документ.

Господин Ваничкин отметил, что вопрос об установке знака «Ш» серьезно пересматривается в МВД. Главная причина – отсутствие значительного влияния шипованной резины на характер движения автомобиля. В большей степени на динамику влияют другие факторы – тип двигателя, конструкция автомобиля, наличие и степень оснащения электронными системами стабилизации движения. По этой причине, считают в МВД, знак «Шипы» попросту не дает представления об истинном характере движения, не дает возможности его предсказать.

В ведомстве также считают, что знак, наклеенный на заднее стекло, где его предпочитают размещать большинство автомобилистов, мешает обзору. Кроме этого, не существует никаких международных автомобильных норм по использованию этого знака.

Наконец, замминистра сообщил главное: в МВД подготовлен проект постановления правительства об отмене обязанности устанавливать этот знак на автомобили с шипованной резиной. Документ уже прошел согласование в Минтруда, Минтрансе, Минэкономразвития и Минюсте, были получены положительные отзывы, ожидается внесение проекта в правительство.

Я думаю, что раз все согласования пройдены и все «за», то мы можем в ближайшее время ждать уже официальной отмены этого правила. Позиция министерства не только внутренних дел, но и остальных, указанных в ответе, совпадает, как мне кажется, с мнением большинства автомобилистов, которые давно считают эту информацию ненужной,

– заявил Ваничкин.

Народная молва сразу интерпретировала новую информацию таким образом, будто бы знак «Ш», в принципе, можно уже и не устанавливать. Раз в МВД признают его ненужность, значит, и ГИБДД не должна следить за наличием этого опознавательного символа. Ряд водителей уже прямо игнорируют требование правил, тогда как другие говорят, что «береженого Бог бережет», и предпочитают делать все по букве закона, то есть правил.

Правила требуют или нет?

Чтобы разобраться в вопросе подробнее, нужно обратиться к действующей в настоящий момент редакции Правил дорожного движении в России. В ПДД есть пункт 8, который регламентирует положения о допуске транспортного средства к эксплуатации:

«На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки: …«Шипы» – в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «Ш» черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы – 1/10 стороны) – сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины».

Пункт 2.3.1 ПДД перекликается с пунктом 8 и закрепляет за водителем обязанность «перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации», то есть соответствие машины пункту 8 ПДД.

Наконец, 4 апреля 2017 года в правила были внесены поправки, приравнивающие отсутствие знака «Ш» к технической неисправности транспортного средства. То есть без знака вы ехать не можете, как будто у вас проколоты колеса, не горят фары или стоп-сигналы (пункт 7.151 ПДД).

За отсутствие знака «Шипы» при наличии на машине шипованной резины инспектор ГИБДД вправе сделать вывод, что автомобиль эксплуатируется, несмотря на техническую неисправность. За этот проступок на водителя может быть наложен штраф в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП), как за эксплуатацию неисправной машины – 500 рублей.

Из правил, которые пока не менялись, следует однозначный вывод: знак «Ш» на автомобиль с шипованной резиной прикреплять необходимо. И точка.

Необязательная необходимость

Между тем автомобильные эксперты продолжают выражать сомнения в полезности знака «Шипы». Разговоры об этом стали звучать тем громче, чем яснее озвучивает свою позицию МВД.

Вице-президент Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Клевцов рассказал RT, что поддерживает планы МВД отменить требование устанавливать знак «Шипы».

Дело в том, что он по ГОСТу должен быть с размерами граней 20 см. Во-первых, такая большая наклейка достаточно сильно закрывала обзор водителям. Во-вторых, это пережиток еще советских времен, когда автомобили не были оборудованы современными системами торможения,

– заметил он.

Клевцов также напомнил, что положение о знаке «Ш» прошлой зимой могло даже трактоваться не в пользу водителя «ошипованного» автомобиля. Если он попадал в ДТП, у него на машине стояли шипы, а знака не было, то возникали прецеденты, когда такого водителя признавали виновником аварии. Мол, знак не установил, не проинформировал, а значит – получи штраф. Выписывание штрафа сотрудником ГИБДД после ДТП, что закрепляется и в протоколе об аварии, чаще всего означает и признание водителя виновником произошедшего. Хотя такой водитель мог и вовсе быть ни при чем.

Глава ФАР Сергей Канаев заявил BFM, что решение об отмене знака – здравое. Самый главный аспект, который он выделил, это отсутствие какой-либо статистики, которая позволяла бы оценить эффективность знака «Шипы». До сих пор непонятно, как именно это уберегает водителей от аварий зимой и в какой мере автолюбители соблюдают данное предупреждение.

Что же мы видим в итоге? МВД высказало позицию вполне обоснованно и ясно. Однако никаких поправок в действующую редакцию ПДД внесено не было, они только готовятся и на данный момент потонули где-то в министерских дебатах. Это значит, повторимся, что правила все же требуют знака «Шипы».

Самый главный вопрос, возникающий в связи с этой путаницей: кому и зачем вообще все это нужно? На безопасность движения, действительно, оказывает гораздо более существенное влияние, например, качество уборки снега, обработки реагентами, наконец, и качество дорожного покрытия как такового. Полезнее было бы не вводить людей в заблуждение и не тратить время на рассмотрение законов об отвлеченных понятиях, а определить уже сейчас параметры выделения денег из Дорожного фонда на ремонты зимой. В итоге же и людей запутали, и решения никакого не приняли, и время потратили.

 

Источник: Царьград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *