До сегодняшнего дня проходило общественное обсуждение проекта СанПин по организации питания детей в образовательных учреждениях. Сообщается, что Роспотребнадзор разработал этот документ, отреагировав в том числе и на вспышку дизентерии в московских детских садиках, последствия которой многие дети и их родители чувствуют на себе до сих пор. Есть и новые случаи заболевания.

 

СанПин как панацея

Изменения в «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» ужесточают требования к хранению и использованию продуктов в детских садах и школах.

Например, готовые блюда необходимо будет убирать с витрин уже через два часа. Кроме того, накладывается запрет на жареную пищу и некоторые другие вредные для детского здоровья блюда. Ужесточены и без того довольно строгие требования по соблюдению гигиены. Но, как известно, суровость законов у нас компенсируется необязательностью их исполнения. Всё зависит от руководства конкретного учреждения.

По словам Юлии Кляйн, многодетной матери, члена Управляющего совета одной из школ Восточного округа столицы, инспекции в пищеблоках детских учреждений проводились не раз, в том числе и без предупреждения.

«Всё чисто, соблюдаются жёсткие требования по хранению продуктов и суточных проб. Пицца и пирожки в буфете школы не остаются на второй день, – подтвердила Кляйн. – Но так было не всегда. Пока в 2016 году не пришёл новый директор и администрация не добилась, чтобы комбинат школьного питания прислал другого руководителя пищеблока, по кладовым иногда даже крысы бегали. Так нам говорили сотрудники». (Речь идёт о школе, в которой Кляйн – член Управляющего совета).

Однако родительская общественность Москвы увидела в документе явные недостатки. Пояснения, которые были недавно даны сотрудниками Минздрава журналистам федеральных СМИ, они считают недостаточными, ведь важно, что написано в тексте СанПина, а не что сказано устно.

Вызывает сомнения пункт 6.15: “Не допускается использовать для организации питания детей принесённые из дома продукты и блюда”. Эта норма должна быть детализирована. Как и где будет не допускаться использование домашних продуктов и блюд и каких именно? Коснётся ли это только мероприятий типа школьных огоньков и пирожных с кремом или перекус бутербродом вместо завтрака в столовой под присмотром учителя. Это тоже – организованное питание?

– комментирует Юлия Кляйн.

В школьной столовой

 

Как теперь быть родителям, которые не разрешают детям есть в столовых образовательных комплексов после случившегося? – недоумевают родители.

Новый СанПин (пункт 6.12) также допускает использование в школах вендинговых аппаратов. Необходимо дополнительно оговорить, какие именно продукты нельзя продавать через эти аппараты. А то получится, как всегда – что не запрещено, то разрешено, считают родители.

Обратили активисты внимание и на ещё один интересный момент.

У меня вызывают вопросы пункты 4.11 и 13.5 про использование одноразовой посуды в школьных столовых. В России не запрещена посуда из полистирола. Это значит, что её могут поставлять и в школы. Однако этот пластик опасен. Кроме того, на фоне обсуждаемого в России ограничения использования одноразового пластика и мусорного коллапса эта норма звучит как минимум странно,

– недоумевает Юлия Боржемская, председатель родительского комитета, её сын учится в первом классе одной из московских школ.

Я думаю, что изменения в СанПине связаны скорее с попыткой оставить прибыль комбинатов питания на прежнем уровне. Многие родители стали бояться школьных столовых, соответственно, прибыль комбинатов уменьшается, когда дети домашнюю пищу едят,

– считает Халида Маскина, мама ребёнка, посещающего дошкольное отделение пострадавшего образовательного комплекса 1200.

 

Кто довёл детей до капельниц?

Разберёмся подробнее, что же заставило чиновников переделать СанПин? Зачем в школах разрешили одноразовую посуду и почему теперь нельзя есть в школьной столовой свои продукты?

Напомним, что в начале декабря прошлого года в нескольких детских садах и школах Юго-восточного, Восточного округов столицы разразилась кишечная инфекция, которую сначала официально объявили ротавирусной. Симптомы, которые описывали родители, таковы: высокая температура до 40 градусов, которую очень сложно сбить, рвота, диарея и сильная боль в области живота. Сады и группы были ненадолго закрыты на карантин по ОРВИ. Но через пару недель выяснилось, что это дизентерия.

Выяснилось, что тяжело заболели дети как минимум в образовательных комплексах 1200, 2051, 2403, 1388, 2321, 1360 и 1547. Сколько всего заболевших, не знает никто.

Активисты создали группу в социальной сети, где опубликовали результаты анализа биологических материалов своих детей. У всех малышей, которые сдали анализ, обнаружили бактерию шигелла, возбудителя дизентерии.

Мы столкнулись не только с ужасной бактерией, но и с попыткой «замолчать» данную ситуацию, что привело к повторным вспышкам в других садах Москвы,

– сообщается в группе ВКонтакте «Дизентерия в детских садах Москвы».

Считается, что чаще всего эта болезнь распространяется через молочные продукты и грязную воду. Вода настолько плохого качества в Москве – явление крайне редкое, так как её дезинфицируют хлором. Родители сразу заподозрили, что виной всему явилось некачественное питание. Однако руководители образовательных учреждений не признавали проблем и упорно списывали всё на вирусы.

В нашем саду 1547 (Марьино) первые заболевшие появились 19 декабря. Мой ребёнок заболел в ночь с 19-го на 20-е. Поднялась температура 39,8, начался понос. Врач сказала, что, похоже, это ротавирус, назначила лечение. С 10 утра в родительском чате стали появляться сообщения, что у детей такие же симптомы, как и у моего ребёнка. К вечеру нас таких набралось уже человек 15. В других группах ситуация была похожая,

– рассказала Елена Лазарева, мама двоих детей. У её младшего сына две лаборатории в конце декабря выявили шигеллу. Он до сих пор на диете, принимает препараты и посещает садик только на два часа в день.

Всего, по словам Лазаревой, только в этом саду заболевших как минимум 30, но это только те, кто об этом рассказал. Официальной информации нет.

«Администрация не даёт такой информации, да и вообще никакой не даёт», – уточняет Елена.

Она сообщила, что появляются новые случаи заболевания. Достоверно известно про один такой уже после 1 января. Ребёнок до Нового года в сад не ходил и не болел.

Однако Роспотребнадзор перед самым Новым годом поспешил доложить, что во вспышке дизентерии виноват творог из Липецкой области и проблема уже решена. Параллельно региональное отделение этой организации провело проверку по факту поставки кефира 3,2% и творога 9% производства ООО «Чаплыгинмолоко» в детские сады Москвы. Правда, лаборатории не нашли возбудителей инфекции в продуктах и смывах с оборудования.

Ещё раньше Роспотребнадзор сообщил «РИА Новости», что у 19% обследованного персонала компании были обнаружены маркеры в крови, которые свидетельствуют об инфицировании дизентерией. Новость передали все региональные СМИ. Но позднее эту информацию опровергло само управление Роспотребнадзора по Липецкой области.

Кого же теперь назначат виновным? И стоит ли ужесточать и без того строгие санитарные требования к пищеблокам, если причина всё-таки в недобросовестности поставщика?

Родители пробуют самостоятельно докопаться до истины. В детском саду образовательного комплекса 1200 в Новокосино только официально зарегистрировано 23 случая дизентерии у воспитанников и семь случаев носительства шигеллы среди детей и сотрудников. Об этом родители узнали из ответа Управления Роспотребнадзора по Восточному административному округу, направленного им в январе.

В том же ответе указано, что распространению заразы могло способствовать сливочное масло, поставляемое комбинатом ВИТО-1. Сейчас оно временно убрано из меню всех московских образовательных комплексов. Чиновники сообщают, что в сливочном масле содержится кишечная палочка и поэтому оно могло быть фактором «передачи инфекции, послужившей возникновению очага дизентерии в детском саду».

Добавим, что все пострадавшие садики обслуживают два комбината: «Конкорд» и ВИТО-1. Официально они свою причастность к отравлению детей пока не признают. Компания «Конкорд» даже провела недавно экскурсию для родителей на своё предприятие.

Скоро будет уже два месяца, как дизентерия появилась в детских садах столицы. Дети продолжают болеть, а родители – добиваться постановки правильных диагнозов и назначения лечения. Окончательный ответ на вопрос, кто же всё-таки отравил московских дошколят, пока не озвучен, виновные не наказаны. И нет никакой уверенности, что новые санитарные нормативы могут предотвратить подобные вспышки.

Источник: Царьград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *