Владимир Путин подписал закон, продлевающий период свободного перевода иностранных активов в РФ до 2019 г. Теперь бизнесмены, имеющие за рубежом компании и финансы, могут еще год возвращать их в юрисдикцию России, заплатив налоги, не уплаченные с доходов, и не быть наказанными за уклонение.

Тем временем вспоминается выражение “замучаетесь пыль глотать”, которое Владимир Путин сказал в далеком 2002 г. на съезде Торгово-промышленной палаты РФ. Адресовано это было как раз российским бизнесменам, выводящим активы за рубеж, так как за границей их счета могут быть в опасности.

“Замучаетесь пыль глотать, бегая по судам, чтобы их разблокировать!” – сказал тогда президент.

При этом “глотать пыль” внутри страны все эти годы большинству олигархов не приходилось, и за период с 2000 по 2017 гг. из России беспрепятственно было выведено более 430 млрд долларов США.

Впрочем, и пророчество Путина 16-летней давности сбылось. “Глотать пыль” на Западе миллиардеры стали сравнительно недавно. Например, Сулейман Керимов столкнулся с проблемами во Франции; компании Олега Дерипаски подверглись санкциям Минфина США, а после того, как он решил пойти навстречу американцам, то получил разбирательства в суде с ВТБ; у Романа Абрамовича возникли проблемы с активами и деловой визой в Великобритании; “киприоту” Виктору Вексельбергу палки в колеса вставляют те же США. Наконец, к одному из последних эпизодов можно отнести обвинения Дмитрия Рыболовлева в Монако по делу о “торговле влиянием”.

Ведь и правда Путин предупреждал, ведь и правда когда-нибудь это должно было случиться. Было ясно, что “своими” наши бизнесмены на Западе никогда не станут, им уготовано разве что место в предбаннике мирового олигархата. И тем не менее, они все так же предпочитают “глотать пыль” за границей, где-нибудь в офшорах, а не в российской юрисдикции. Бесконечно объявляемые “амнистии капиталов” на них практически не действуют.

Кампания по “возвращенцам” стартовала в 2015 г., и к концу года таковых, по данным экспертов, можно было “по пальцам пересчитать”. По итогам 2016 г. министр финансов Антон Силуанов признавал, что попытки властей вернуть бизнес в Россию не дали тех результатов, на которые они рассчитывали.

“Многие предприниматели, особенно среднего уровня, не верили в то, что если они раскроют эту информацию, то информация не попадет либо в правоохранительные органы… либо не попадет в открытые источники, СМИ. Время прошло… такой информации никуда из налоговой службы не утекло”, – заявил при этом министр.

В 2017-2018 гг. активно шел обратный процесс – стало известно о многих наших крупных бизнесменах, получивших регистрацию на Кипре и в других гаванях. Но уже в июне 2018 г. выяснилось, что банки этой страны закрывают счета офшорных компаний. Таким образом американцы начали охоту на российские деньги и руками киприотов стали “закручивать гайки” нашим бизнесменам. По оценке аналитиков, в общей сложности под ударом оказалось порядка 70 млрд вывезенных из РФ евро.

И даже после этого олигархи с капиталами российского происхождения не устремились на родину! И более того, “замучившись глотать пыль”, “отечественные” миллиардеры все равно богатеют быстрее всех в мире. Именно о таком послевыборном прорыве для России сообщил Bloomberg Billionaires Index, по данным которого, с начала года десять богатейших россиян увеличили состояние почти на 11%, став мировыми лидерами по приросту своего богатства. В списке есть и тот же “замучившийся” Роман Абрамович (+$1,9, до $14,4 млрд).

Впрочем, как достижение российских властей преподносится появление на острове Русский в специальном административном районе (проще говоря, в российском офшоре) первого резидента. Им стала компания “Финвижн Холдингс”, находившаяся ранее под кипрской юрисдикцией, она является основным акционером банка “Восточный”, а единоличный ее бенефициар – Артем Аветисян. По сути, в некоторой степени тот же “возвращенец”.

И пока президент и правительство зазывают “офшорных” бизнесменов обратно, эту самую “пыль” в гораздо больших объемах глотают предприниматели внутри страны. И если первым в случае возникновения проблем сразу помогают, и обычно из государственного бюджета, то до вторых во власти никому нет дела. Об этом Накануне.RU рассказал экономист, экс-зампред Счетной палаты Юрий Болдырев:

– Есть некоторое противоречие между желанием привлечь в страну бизнесменов и деловым климатом внутри страны. Мне всегда представлялось, что ключевой фактор – это создание благоприятного делового климата внутри страны. И он должен быть не для тех, кто утаивает налоги, кто скрывается, кто выводит деньги за рубеж – а прежде всего для тех, кто здесь добросовестно работает.

Создание привилегированных условий для тех, кто вывел деньги и теперь в лучших условиях может их вернуть, никак не компенсирует недостаток нормального, здорового климата, здорового правосудия, гарантии того, что у тебя не отберут бизнес просто потому, что он кому-то понравился. Одно другое никак не компенсирует.

Я всегда рассматриваю все эти меры по возможности что-то вернуть из-за рубежа как ворота “для своих” – чтобы “свои” в случае чего могли с минимальными издержками выкрутиться. К деловому климату всерьез это, с моей точки зрения, не имеет никакого отношения.

Ситуация, когда ключевые энергетические, нефтегазосервисные компании зарегистрированы где-то в офшорах – ненормальная. С моей точки зрения, задача заключается в том, чтобы применительно ко всему, что связано с ресурсами страны, даже не говорить “давайте, приходите”, а просто устанавливать жесткие требования.

В ряде стран есть различия по налогам – если не ошибаюсь, даже в бывших советских республиках, например, Эстонии, некоторых других – вы платите разные налоги в зависимости от того, кто собственник вашей компании. Если у вас собственники офшорные, то вы платите больше налогов. А меньше – если все бенефициары открыты, тем более находятся в стране.

Мне кажется, и у нас должны быть соответствующие нормы законодательства, в соответствии с которыми, если у вас подлинные бенефициары открыты и находятся внутри страны, платят налоги внутри страны, режим налогообложения должен быть льготный по сравнению с той ситуацией, когда у вас бенефициары скрываются где-то в офшорах.

Такие предложения высказывались неоднократно, но, насколько мне известно, их отвергали, потому что это якобы противоречит положению ВТО.

А нам должно быть глубоко безразлично на все это ВТО. Нам нужно создавать прежде всего здоровый моральный, трудовой, коммерческий, общественный и прочий климат в своей стране. Все остальное должно быть на втором, третьем местах.

Есть такое понятие “грязный торг”. Это на тему того, что какие-то – я не утверждаю, что все – откровенные воры и жулики что-то спрятали за рубежом, теперь их берут за шкирку там, и вот вопрос о том, на каких условиях вернуться так, чтобы, вроде как, ничего не потерять, а может, еще и получить какую-то компенсацию – это “грязный торг”.

Я не сочувствую и не симпатизирую людям, участвующим в “грязном торге”, меня интересуют прежде всего те, кто заняты добросовестным бизнесом – я бы создал приоритетные условия прежде всего для них. А все, что касается “грязного торга”, еще раз подчеркиваю, никак не компенсирует недостатки организации процесса жизнедеятельности предприятий, которые заняты созидательным трудом.

Я недавно был на съезде “Партии дела” – там выступали в том числе представители бизнеса, и они высказывали исключительное разочарование, несмотря на все обещания перед президентскими выборами. На самом деле, здоровый климат для созидательной работы не создан. Вот факт, который констатировался на этом съезде предпринимателями, занятыми созидательным трудом. Это главная проблема.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *