«Гениальное» российское Правительство инициировало очередное решение, которое может привести к массовому банкротству и закрытию аптек в стране.

Крупнейшие аптечные сети могут отказаться от половины своих точек, а в небольших городах аптеки  закроются полностью, если будет принят закон, разрешающий продовольственным магазинам продавать безрецептурные лекарства. Так, в сети аптек “Ригла” заявили, что могут закрыть почти половину своих точек. У ритейлера 743 объекта сегодня находятся в непосредственной близости от продуктовых магазинов. Если законопроект будет утвержден, скорее всего, эти аптеки будут подлежать закрытию. В первую очередь пострадают (они будут ликвидированы) 250 объектов в малых городах. Выручка этих аптек и так невысока, потому любое ее снижение окажется критичным.

Против принятия законопроекта также выступает Минздрав. Там поясняют, что проблемы доступности лекарств населению сейчас нет, а способность магазинов обеспечить надлежащие условия хранения и отпуска лекарств вызывает сомнение. Идея продажи безрецептурных лекарств в магазинах обсуждается в правительстве с 2014 года: инициатором выступает первый вице-премьер Игорь Шувалов, который знаком российской публике своей особой любовью к роскоши, “арендованной” недвижимости в Лондоне и Швейцарии и заявлением о невозможности провести принудительную деофшоризацию крупного российского бизнеса, потому что “это вызовет системный экономический кризис в стране”.

Эксперты рынка считают, что данная инициатива Шувалова и Ко не только абсурдна, она крайне опасна. Исполнительный директор Российской Ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева в программе “Пронько. Экономика” назвала эту новеллу угрозой национальной безопасности России и напомнила, что инициативе уже пошел десятый год: впервые ее озвучил Минпромторг в 2008 году. И.Шувалов пытался ее реанимировать в 2012-м, но тогда не удалось протащить провокативное решение. И вот опять.

Нелли Игнатьева: Сегодня он подает ее под другим углом – с целью поддержки развития среднего и малого предпринимательства.  Похоже, они хотят успеть до марта 2018 года протолкнуть это законопроект. 10 лет обсуждается эта инициатива. Врачебное сообщество категорически против, пациентское сообщество категорически против, фармацевтическое сообщество – и производители, и дистрибьюторы. И аптечные организации категорически против. Потому что, во-первых, это приведет к тому, что у нас произойдет сокращение аптечных организаций, вырастут цены на рецептурные препараты по реалистичному прогнозу на 16%. И ради чего? Ну, кроме того, что это чей-то определенный интерес и надо успеть при действующем кабинете правительства до марта 2018 года внести этот законопроект, других оснований нет никаких.

На днях прошло нулевое чтение законопроекта в Общественной палате. Минпромторг, как разработчик, проигнорировал это важное мероприятие  – сначала согласился, а потом отказался принять участие в обсуждении. Если обратиться к самому законопроекту, в тексте пояснительной записки целью стоит «обеспечить доступность отдельных безрецептурных лекарственных препаратов с целью своевременного пополнения домашней аптечки для занятой части населения». Это цитата. У нас что, с этим проблемы?

Нелли Игнатьева: Я еще первый зампред Всероссийского научного Общества фармацевтов, никаких оценок и, что называется, оснований для этого нет вообще. У нас отсутствует доступность лекарственных препаратов безрецептурного отпуска, опасность в том, что если мы прибегнем к самому тексту законопроекта, он на самом деле предлагает продажу не только безрецептурных препаратов, коих ровно половина, нет такого международного опыта, чтобы половина лекарственных препаратов относилась к безрецептурному отпуску. Законопроект предлагает, в том числе, и изготовление лекарственных препаратов в торговых организациях и отпуск лекарственных препаратов предметно-количественного учета, а это психотропные сильнодействующие препараты.

Такое впечатление, что это либо какая-то диверсия, либо вновь все упирается в… коррупцию. Другие резоны здесь сложно найти. Давайте рассуждать логически: кто-то лоббирует этот закон. Кто? Если все стороны против, кроме одной. Торговые сети?

Нелли Игнатьева: На наших общественных обсуждениях и нулевом чтении проекта присутствовали торговые сети, они считают, что это удобно. Их понять, конечно же, можно, для них это действительно удобно, они рассчитывают на определенный сегмент дохода своего. Получается, аптечные организации должны выполнять лицензионные нормы жестко и строго, а миллион других организаций нет. Это ведь не только продуктовый ритейл, сам законопроект  вносит понятие «Торговая организация». Это может быть и павильончик, и автозаправка, и все что, угодно. Таким образом, мы имеем пятнадцатикратное увеличение торговых точек, которые захотят продавать лекарственные препараты, а при этом авторы законопроекта говорят, что никакой дополнительной нагрузки на федеральный бюджет не предусматривается.

Теперь давайте посмотрим на инициативу с точки зрения реализации. У нас за оборотом следит Росздравнадзор. Но полномочий у него на присмотр за торговыми организациями нет, за ними следит Роспотребнадзор. Как будут взаимодействовать два этих органа, пока не очень понятно.

Нелли Игнатьева: Мы даже не понимаем на сегодняшний день, как может действительно работать этот механизм. Не предусматривается никакого контроля Росздравнадзором за торговыми организациями, и в рамках пакета документов, который предполагает в последующем введение изменений, скорее всего, это будет просто лицензия на шкаф, простыми словами, на полки, на которых будут лежать лекарственные препараты.

В настоящий момент рынок безрецептурных лекарственных препаратов России – это половина всего коммерческого рынка страны, это сотни миллиардов рублей. Что касается чьих-то интересов, они очевидно прослеживаются,  вопросу 10 лет. В 2012 году, когда началось ужесточение с оборотом табачной и спиртосодержащей продукции, продуктовый ритейл не скрывал и даже определял ту многомиллиардную сумму, которую они видят в безрецептурных лекарственных препаратах.

Но на сегодняшний день национальная угроза заключается в том, что мы, в случае принятия этого законопроекта, даже не представляем, какую нагрузку на систему здравоохранения на перспективу готовим. Кроме того, не секрет, что наши соотечественники зачастую сами себе ставят диагнозы, потом на основе рекламы идут в аптеку и покупают какие-то лекарства. Если этот закон будет принят, похоже, ситуация еще больше усугубится.

Нелли Игнатьева: Безрецептурные препараты – это симптоматические лекарственные препараты. Они, как любые лекарства, имеют побочные эффекты и, если мы постоянно будем заглушать симптомы, впереди нас ждут хронические заболевания и инвалидизация нашего населения. Я с полной ответственностью, как кандидат фармацевтических наук, говорю о том, что это угроза национальной безопасности – последствия бесконтрольного самолечения.

В начале 2016 года подобный законопроект уже готовился Минздравом по заданию 1-го вице-премьера И.Шувалова. Тогда он не прошел, потому что и общественность, и эксперты выступили категорически против. Сегодня уверенность в успехе со стороны разработчиков начинает серьезно настораживать и пугать.

Нелли Игнатьева: Нам докладывают, что, несмотря на вашу отрицательную позицию, уважаемые пациенты, уважаемые врачи, уважаемые фармацевты, мы все равно будем продвигать этот законопроект. Я искренне рассчитываю, что нас услышат небеса и здравый смысл. Это диверсия просто в сторону нас. Этот законопроект не преследует никакой другой цели, кроме как переместить лекарства, лишить аптеки, утратить такую профессию как фармацевтический работник, просто ликвидировать , и плюс за счет этого произойдет рост цен жизненно важных лекарственных препаратов. Чтобы из кошельков наших граждан выкачать еще больше денег, но при этом не привнести существенных позитивных эффективных изменений в систему обращения лекарственных средств, которая должна работать на благо пациента.

Разработанный Минпромторгом законопроект – самый настоящий абсурд. Так считает большинство экспертов. С точки зрения здравого смысла, те аргументы, которые приводятся в пояснительной записке, заставляют нас задуматься над тем, какие законопроекты мы принимаем. И когда ссылаются на опыт США, Германии, Великобритании, причем, никаким образом даже не поинтересовавшись, что по рейтингу Bloomberg, система здравоохранения США на 50-м месте из 55 участников этой экспертной оценки, когда в Германии вообще этого нет, как можно обвинять систему здравоохранения в какой-то монополии?

Нелли Игнатьева: Мы возлагаем надежды, что есть здравый смысл у тех групп интересантов, которые выступают против того хорошего, что было сделано в системе здравоохранения с действующей командой президента. Мы много вводили механизмов в изменении системообразования. У нас на сегодняшний день столько ориентиров правильных взято, и одним законопроектом столько порушить! Я говорю про свою систему, за которую несу ответственность.

Искренне надеюсь, что профессиональному сообществу удастся побороть Шуваловых, которые, мое оценочное суждение, серьезно материально мотивированы со стороны заинтересованных хозяйствующий субъектов, и их очередную попытку протолкнуть, как можно скорее, этот странный, но для них очень выгодный закон. Все-таки здоровье нации – это не предмет торга зарвавшихся торгашей, спекулянтов и «слуг народа».

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *