Нам стоит обратить на них пристальное внимание, так как Россия следует той же экономической модели. Последние новости сегодня. Свежие новости.

17 ноября во Франции начались массовые протесты в связи с предполагаемым повышением цен на автомобильное топливо. Протесты проходят по выходным, так как в них участвуют в основном работающие французы. Уже прошло 4 таких массовых акции протеста, за которыми закрепилось название «актов» в связи с перерывами на рабочую неделю. Манифестации 15 декабря – это уже «акт №5» протестов.

Нынешние протесты во Франции сильно отличаются от довольно регулярных забастовок в этой стране, затрагивающих работников железнодорожного транспорта, авиадиспетчеров, пилотов и т.д. Это не обычные акции, организованные профсоюзами с целью отстоять интересы работников конкретной сферы деятельности. Эти выступления – гораздо более серьезное явление.

Протесты «желтых жилетов» – проявление системного кризиса проводимой в странах Европейского Союза неолиберальной экономической политики. Одной из основных составляющих этой политики является максимально возможное сокращение социальных обязательств государства под разговоры о необходимости повышения эффективности экономики. А одним из ее основных следствий, как показали результаты, является обеднение значительной части среднего класса и обнищание бедных слоев населения.

Эта политика была запущена в Западной Европе после краха СССР, так как именно существование последнего и страх прихода коммунизма заставляли элиты Запада проводить социальную политику. Можно даже сказать, что страны Европы обязаны именно СССР существованием государства всеобщего благоденствия во второй половине XX века.

Если на первых порах новая экономическая модель еще обеспечивала приемлемые темпы роста экономики, то после 2008 года европейские экономики практически повсеместно столкнулись со стагнацией.

Реакцией стало еще более резкое сокращение социальных обязательств в Европе. Во многих странах Европы стали проводить реформы трудового законодательства (упрощающие увольнение сотрудника и сокращающие его трудовые права), пенсионные реформы, реформы, сокращающие социальные пособия, и т.д.

Не обошел тренд на сокращение социальных обязательств и Францию, хотя ее это пока затронуло в меньшей степени. Макроном была проведена реформа трудового законодательства, были сокращены некоторые социальные пособия. Параллельно были сокращены налоги на капитал и отменен налог солидарности на богатых с официальной целью привлечь инвестиции (за что Макрона стали называть «президент богатых»).

Сомнительность этих мер такова, что даже во вполне либеральном издании «Le Monde» поставили под сомнение их положительное влияние на инвестиционную привлекательность, признавая отрицательный эффект для бюджета и общественного спокойствия страны.

Но благосостояние среднего класса французских граждан, преимущественно живущих на периферии больших городов (для кого важно добираться на работу на автомобиле), неуклонно снижалось и до Макрона, так что предполагаемое повышение цен на бензин стало для них последней каплей.

И это даже при том, что Макрон не успел приступить к пенсионной реформе. Пенсионный возраст во Франции по-прежнему 62 года после того, как президент Миттеран в 1982 году снизил его с 65 до 60 лет, а при президенте Саркози было решено повысить его на 2 года к 2018 году.

Большое недовольство Макроном и желание его отставки связаны с тем, что французы ощущают, что в очередной раз при помощи выборных технологий они были обмануты. Им обещали улучшение благосостояния и своеобразный «рывок» вперед (созданное к выборам движение Макрона называется «Вперёд, Республика!»), а получили продолжающееся ухудшение благосостояния и топтание на месте.

Протесты продолжаются, даже несмотря на некоторые уступки со стороны власти. И это показывает, что недовольны протестующие не отдельными мерами правительства, а всем экономическим и политическим курсом, проводимым в последние годы. Ведь требования «желтых жилетов», состоящие из 25 пунктов, включают многие политические требования, такие как выход из ЕС и НАТО.

Какой именно результат будет у нынешних протестов, пока не понятно. В случае нарастания интенсивности протестов, скорее всего будет отправлено в отставку правительство. Возможна и отставка Макрона, хотя это менее вероятно. В случае снижения интенсивности правительство отделается определенными уступками.

Очевидным же является то, что протестующие на данном этапе не смогут добиться выполнения своих требований из 25 пунктов. Это потребовало бы изменения сущности проводимого экономического и политического курса. Но пока это невозможно, так как существующая идеология господствует в умах элит европейских стран. А это значит, что протесты будут возникать и в дальнейшем. И интенсивность их, скорее всего, будет только нарастать.

Но надо понимать, что протесты во Франции – это предзнаменование более широкого явления. А именно: активного выражения протеста во многих европейских странах против проводимой социально-экономической политики эпохи глобализации, результатами которой являются обеднение средних и бедных слоев населения и сокращение социальных обязательств государства.

До этого протест выражался в основном на выборах и референдумах – голосование за Брекзит, усиление левых и правых евроскептиков в парламентах, приход к власти евроскептиков в Италии и т.д.

Но здесь французы в очередной раз первыми подали Европе пример, как можно отстаивать свои права на улицах, если власть не прислушивается к ним на выборах. Все-таки опыт гражданского протеста во Франции достаточно развит.

Народным протестом воспользовались главные евроскептики Франции – глава правого «Народного фронта» Марин Ле Пен и глава левого движения «Непокоренная Франция» Жан-Люк Меланшон. Хотя надо признать, что их реакция вполне логична, так как немалая часть протестующих – электорат этих двух политиков.. Ле Пен и Меланшон, конечно, заинтересованы в досрочной отставке Макрона. Но еще больше они заинтересованы в том, чтобы их идеи стали более популярны среди среднего класса, чтобы к ним было сложнее навесить ярлыки каких-то маргиналов. И борются они не столько с Макроном, сколько с глобалистским политическим истеблишментом.

Появлялась информация, что за протестами во Франции стоит богатейший человек Европы Бернар Арно, так как именно в принадлежащем ему издании Le Parisien 22 октября появилась информация о петиции против роста цен на автомобильное топливо. Якобы именно он хочет отстранения Макрона.

Но это маловероятно. Дело в том, что крупнейшие бизнесмены мира настолько сильно встроены в международную финансовую систему, что просто не могут вести самостоятельную большую игру такого рода. Но быть участниками в чужой большой игре вполне могут. Параллельно продвигая какие-то собственные интересы.

Из международных заинтересованных игроков стоит отметить США. И здесь президент Трамп в свойственной ему откровенной манере в сообщениях в Twitter дал некоторую информацию на этот счет. Понятное дело, что Парижское соглашение по климату это скорее предлог. А вот указание на планы Макрона создать европейскую армию, в том числе в противовес США, – это указание на серьезный вызов. США не может устраивать повышенная самостоятельность Макрона во внешнеполитических вопросах, особенно в вопросах создания европейской армии и повышения независимости финансовой системы ЕС.

Но это не значит, что была сделана безоговорочная ставка на отстранение Макрона. Достаточно сделать его менее самостоятельным и более сговорчивым. И проходящие протесты, если не приведут к отставке Макрона, наверняка сделают его более сговорчивым. Какова именно степень участия США в протестах, не понятно, но не сложно предположить, что это участие заключается не только в сообщениях Трампа в Twitter.

Не стоит обращать внимание на то, что «желтые жилеты» выступают за выход из НАТО. В США прекрасно понимают, что уличные демонстранты не могут вывести страну из НАТО. Это может сделать только руководство страны.

Но нужно сделать акцент на том, что международный фактор здесь вторичен, а первично недовольство французов социально-экономическим курсом, проводимым на протяжении последних лет, даже десятилетий.

На этом фоне указания на причастность России к протестам выглядят смехотворными. На фоне постоянных обвинений в сторону России действия нашей страны на Западе «рассматривают под увеличительным стеклом». Так что даже малейшее вмешательство обернулось бы громадными репутационными потерями. Да и Макрон вполне устраивает Россию как несколько более самостоятельный от США политик, чем большинство европейских политиков.

К отмене санкций отстранение Макрона тоже не может привести. Тем более не понятно, какой человек мог бы прийти ему на смену. Меланшон и Ле Пен на данном этапе не могут сменить его. Да и вообще сложно увидеть большое положительное значение от этих протестов для России, так как ослабление правительства любой крупной европейской страны ведет к росту и без того сильного влияния США на курс внешней политики страны.

Но Россию уже стало модным выставлять на Западе в виде пугала. И стало очень удобным перекладывать на Россию ответственность за внутренние проблемы других стран или за деятельность других внешних игроков. Это отчасти происходит из-за слабой реакции России на такие обвинения: не всегда своевременной, не всегда убедительной, не наступательной, а оправдательной.

Тем не менее, на эти протесты во Франции стоило бы внимательнее посмотреть в России. Ведь это серьезное предостережение для российских властей, до чего может довести безоговорочное следование неолиберальной социально-экономической идеологии.

Не должно быть иллюзий, что в России в связи с пенсионной реформой не было масштабных протестов. Способ выражения общественного недовольства в России другой: народ долго терпит, но в это время происходит постоянное накопление социального недовольства и падение авторитета власти. И какой-нибудь одной капли достаточно, чтобы накопленное за годы долгого терпения недовольство смело все на своем пути. Как это было в вопросе с нехваткой хлеба в булочных Петрограда в феврале 1917 года.

Еще накануне пенсионной реформы градус недовольства социально-экономической политикой был высок. Сейчас он резко возрос. И надо понимать, что пенсионная реформа – это фактор долговременного действия, который будет постоянно подрывать авторитет власти и только увеличивать градус напряжения в обществе.

И сбавить этот градус напряжения можно только кардинальным пересмотром проводимой в стране социально-экономической политики. 

Источник: КМ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *