В нацпроект «Демография» собираются включить запретительную меру, которая лишь усугубит проблему алкоголизма, но поможет чиновникам «заработать» на выдаче разрешительных документов.

Количество магазинов по продаже алкоголя и табака хотят сократить в два с половиной раза – чтобы на 2 тысячи человек приходилось не больше одного магазина. Новый лимит, который предлагает экспертный совет при правительстве, должен быть установлен по всей стране. Если эта странная идея будет принята, то каждому городу будет положено определенное число торговых точек с алкоголем и табаком. Предложение включено в нацпроект «Демография», цель которого – повысить среднюю продолжительность жизни в России до 80 лет.

Этого фантастического результата, если учесть эффективность работы правительства России, чиновникам удастся достичь к 2030 году. То есть как раз к тому моменту, когда все члены нынешнего кабинета министров будут глубокими пенсионерами, и спрашивать с них за то, что было напридумано в 2018-м, никто не станет.

Заседание правительства РФ

 

Недопосчитали?

Ну а пока документ находится на стадии разработки, статистика показывает, что наши граждане и без усилий чиновников стали меньше пить. Стоит отметить, что до середины лета этого года в России никогда не делали точных подсчетов по количеству употребляемого спиртного на душу населения. Данные брались если не с потолка, то до такой степени условные, что на самом деле уже никто и никогда не узнает, сколько было выпито россиянами в период с 1992 по 2016 год. И если правительственные эксперты решили взять за основу в том числе и те «приблизительные подсчеты», которые попадали на стол президенту и премьер-министру, то предложение о вводе лимита на магазины можно однозначно считать неудачным и провоцирующим рост коррупции.

Неточность данных Росстата порой доходила до 20%. И чтобы решить эту проблему, со второго полугодия 2016 года начала работать система ЕГАИС, а это уже точный учет. Но до июля 2017 года она не фиксировала продажи в сельской местности, а там проживает треть населения России. И получается, что брать данные ЕГАИС до середины июля 2017 – это бред, потому что сравниваются неточные данные Росстата с неполными данными ЕГАИС, – говорит руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. – С 1 июля 2017 года начался учет и сельской розницы, и этим летом у нас появились первые данные за полный год. Но сравнить мы его ни с каким годом не можем. Только июль 2017-го с июлем 2018-го, август 2017-го – с августом 2018-го, и так далее. И только в конце этого года мы сможем сравнить объемы потребления со вторым полугодием прошлого года.

Каким образом авторы инициативы хотят начать регулировать количество магазинов на селе – непонятно. Возможно, они полагают, что при желании «посидеть» местные жители будут ездить за спиртным за десятки километров в ближайший сельпо, а не покупать из-под прилавка в магазинчике поблизости?
Ограничивать продажу алкоголя, просто закрыв сотни тысяч магазинов по всей стране, в нынешней ситуации можно только для того, чтобы увеличить доходы игроков черного рынка, которые поставляют на прилавки или продают нелегально огромное количество поддельного и опасного спиртного.

Также прямую прибыль от введения этой меры получат чиновники – выдача лицензии на продажу алкоголя станет очередным коррупционным подарком от федеральной власти муниципальным служащим. Возможно, даже и платой за лояльность, потому что, раздавая разрешение на работу для магазинов с гарантированным потоком из сотен покупателей в день, можно заработать «и для себя, и для внуков».

Еще одна странность предложения – каким образом будет высчитываться количество людей, проживающих в городах. В Москве и Санкт-Петербурге официальные данные о численности населения отличаются от неофициальных в сотни тысяч и миллионы человек. Как этот вопрос намерены решить в профильных министерствах – также неясно.

Склад контрафактного алкоголя

 

Коррупционный бизнес на запретах

Те, кто привык употреблять дешевую и контрафактную продукцию, вряд ли станут клиентами специализированных торговых точек.

Эксперты алкогольного рынка отмечают в последние годы рост производства и потребления суррогатного алкоголя. Основной причиной стал серьезный разрыв между доходами россиян и ценами на спиртное. В качестве сравнения приводятся данные о том, что на минимальный оклад в Германии, Франции, США и Бразилии можно купить 200 бутылок легального качественного алкоголя, а в России – лишь 40. Кроме этого, рост черного рынка поддержал и запрет продажи алкоголя поблизости от социальных объектов.

По мнению президента Союза производителей алкогольной продукции Игоря Косарева, введение запрета на продажу спиртного «вблизи учебных и лечебных учреждений было чисто российской новацией и породило массу злоупотреблений коррупционной направленности лицензирующими органами на местах».

Каждому региону дали право самому определять количество метров от школы до ларька, и «творчество» не заставило себя ждать. Кому-то метры меряли по дорожкам, а кому-то – по карте. Бывали случаи, когда заставляли магазины платить дань, угрожая открыть рядом зубоврачебный кабинет и таким образом лишить доходов с продажи алкоголя, – рассказал он. – В некоторых регионах стали вводить запреты на продажу алкоголя на первых этажах домов, на продажу в субботу и воскресенье. Следствием этих запретов и ограничений стало появление в стране десятков тысяч магазинов без лицензий, торгующих нелегальным алкоголем, и благое дело защиты больных и детей обернулось созданием целой индустрии нелегального оборота алкоголя.

Нелегальные спиртные напитки сегодня стоят в два-четыре раза дешевле тех, которые официально продаются в магазинах. Кроме того, за последнее время появились и нелегальные точки, торгующие алкоголем. Как результат, в России при общем объеме продаж спиртных напитков около 1 млрд 100 млн литров в год, по данным «Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя», продается порядка 600-650 млн литров.

Попытка специалистов из правительства «решить проблему» путем очередного запрета и бюрократизации вряд ли сможет спасти хотя бы одного алкоголика. Мировая практика показывает, что лучшим вариантом при решении подобных задач является монополизация алкогольного рынка – когда существует один главный производитель основных брендов алкогольной продукции. И этот монополист – государство. За счет концентрации производственных ресурсов государство может максимально снизить стоимость продукции, контролировать качество и при этом задавать планку небольшим частным производителям.

Помимо огромных доходов в бюджет, государство получает прибыль от продажи алкоголя иностранного производства и местных производителей, просто продавая спиртное в собственных сетевых магазинах. Примеров монополизации в мире наберется несколько десятков, и проблема с алкоголизацией граждан там была решена за счет точных статистических данных, которые получало государство, выпуская и продавая продукцию на своих заводах и в своих магазинах. При этом доля черного рынка упала до незначительных 3-5%.

Если бы в правительстве кто-то и задумался над этим вопросом всерьез, то, наверное, проще было бы просто переписать «под копирку» успешные программы борьбы с пьянством, реализованные в других странах, а не «креативить» новые правила, которые ни к чему, кроме роста числа отравлений некачественным алкоголем, непоправимого урона малому бизнесу, увеличению объема коррупции, а также фактической монополизации рынка и, значит, росту цен, не приведут.

 

Источник: Царьград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *