Премьер-министр Дмитрий Медведев пригрозил ввести запретительные экспортные пошлины, чтобы притормозить рост цен на бензин. К чему приведет этот ультиматум и действительно ли вырастут цены? Последние новости сегодня. Свежие новости.

Цены на бензин, да и вообще вся ситуация на топливном рынке России с весны этого года – настоящая ахиллесова пята российской экономики. Кажется, какого-то разумного выхода нет, потому что страдают абсолютно все: нефтяникам нелегко из-за налогового маневра в отрасли, независимые заправщики стоят на грани разорения, а гражданам приходится все больше платить за бензин.

Ситуация этим не ограничивается, ведь подорожание топлива дает веерный эффект буквально на все отрасли – растут транспортные расходы, стоимость авиаперевозок, цена конечного товара для потребителей, продукты питания. Словом, проблема более чем глобальная и в масштабах экономики страны, и в смысле качества и стоимости жизни граждан.

Царьград неоднократно рассказывал, что основных причин у роста цен на бензин две: действия правительства и ситуация на мировых рынках. Из-за повышения цен на нефть и девальвации рубля произошел рост так называемого экспортного паритета, когда гнать нефть на экспорт стало для компаний очень выгодно. Вместе с тем налоговый маневр в нефтяной отрасли, начатый еще неолиберальной командой бывшего вице-премьера Аркадия Дворковича, способствовал тому, что продавать нефть на внутреннем рынке стало убыточно. Это привело сначала к дефициту на внутреннем рынке, а затем и к скачку цен на заправках.

Дальше – больше. Летом этого года правительство возложило всю ответственность за рост цен на бензин исключительно на нефтяников, что было поддержано в обществе и СМИ. Затем, однако, власти признали локальную несостоятельность своих действий и согласились заморозить акцизы на бензин и дизтопливо с 1 июля. Это привело и к стабилизации цен на заправках.

Однако уже с 1 января 2019 года акцизы вновь начнут расти, а значит, и рост цен на бензин неизбежен. Чтобы сгладить ситуацию, в правительстве решили вновь снять с себя ответственность за происходящее и переложить ее на компании, применив при этом наиболее тяжелую «дубину» – введение заградительных пошлин на экспорт нефти. Что дальше?

Жесткие меры

В понедельник, 29 октября, премьер Дмитрий Медведев признал очевидное: если все будет оставаться так, как есть, то рост цен на бензин в России не просто неизбежен, а вероятнее всего, будет очень масштабным. Это стало первым официальным признанием усугубления ситуации – до этого власти предпочитали выбрасывать в информационное поле лишь успокаивающие сигналы.

При этом господин Медведев занял жесткую позицию и прямо заявил нефтяникам, что если они будут увеличивать цены на топливо, то правительство может лишить их всей выгоды от экспорта.

«Несмотря на принятые меры, все равно в целом ряде случаев наблюдается рост цен на бензин», – сказал Медведев, поручив Минэнерго и вице-премьеру Дмитрию Козаку подготовить меры по их сдерживанию.

Либо буквально в ближайшие дни мне придется подписать решение о том, чтобы ввести запретительные пошлины на нефть и нефтепродукты для того, чтобы ситуация на рынке была более стабильной,

– пригрозил глава правительства. На обсуждение всех вопросов Медведев дал два дня.

24 октября прошло совещание с нефтяниками у вице-премьера Дмитрия Козака. В ходе заседания нефтяные компании заявили, что сейчас торгуют бензином внутри страны себе в убыток, так как из-за низкого рубля недополучают в октябре в среднем по 4-5 рублей с каждого литра топлива Аи-92. Козак также подтвердил, что на совещании поднимался вопрос и о запретительных пошлинах, что вызвало дополнительную критику со стороны компаний.

Однако есть данность, которая состоит сегодня в плановом росте цен в опте на 10% (данные Росстата), более того, традиционно с наступлением холодного времени года растет и спрос. Баррель нефти Brent стоит 77,31 доллара, и в перспективе мировые цены будут только расти из-за новых санкций США против Ирана.

В России же с 1 января 2019 года ожидается рост акцизов на бензин с нынешних 8,2 тыс. рублей до 12,3 тыс. рублей на тонну, а на дизтопливо – с 5,6 до 8,5 тыс. рублей. Также произойдет рост НДС с 18% до 20%, что будет заложено в конечную стоимость бензина на заправках. В этой-то ситуации глава кабмина и предлагает поднять пошлины.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев.

 

Между молотом и наковальней

Напомним, что налоговый маневр в России пока еще никто не отменял. Между тем именно этот механизм оказывает серьезное влияние на ситуацию. Суть изменений – переложение налоговой нагрузки на нефтяников с экспортных пошлин на переработку. Постепенно в России экспортные пошлины на нефть как раз снижаются, однако растет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), что давит на добычу и переработку нефти, делая эти процессы более дорогими.

«Часть доходов, которые шли от таможенных пошлин, теперь перекладывается в налог на добычу полезных ископаемых, вырастает адекватно цена нефти, и соответственно вырастает цена бензина и дизельного топлива», – рассказал Царьграду ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, комментируя влияние роста НДПИ на цены.

Почему не прав Медведев, когда говорит об обнаглевших нефтяниках, необоснованно завышающих цены? Потому что сами компании от реальной цены на заправках уже не получают ничего, да и летом, по словам Танкаева, доля нефтяных компаний в цене литра бензина составляла не более 2%.

«71% получает государственный бюджет в чистом виде. Все остальное – это прямые производственные затраты, которые невозможно никуда деть», – сказал эксперт.

Танкаев объяснил, что происходит с анатомией цены на топливо. По его словам, рост НДС на 2% даст прирост к цене бензина на 50 копеек за литр, налоговый маневр, в рамках которого вырастет НДПИ на 5%, даст еще плюс 1 рубль к цене бензина. Рост акцизов, о котором мы уже говорили, Танкаев оценил в 5,5 рубля за литр бензина. В сумме получается 7 рублей, которые должны добавить ценам на топливо просто из-за действий правительства. И экспортная пошлина тут ни при чем. Отметим также, что львиную долю в росте цены топлива составляют как раз акцизы.

Напомним, что налоговый маневр предполагает рост НДПИ и снижение экспортной пошлины. Дмитрий Медведев же грозит эту пошлину резко поднять, при этом речи о снижении налоговой нагрузки нет. Таким образом, нефтяные компании оказываются между молотом и наковальней: они будут платить НДПИ, содержать нерентабельные в этих условиях мощности по переработке, торговать себе в убыток по фиксированной цене, плюс потеряют выгоды от экспорта из-за «заградительного» роста пошлин. Ситуация больше напоминает утопию, а не реальность.

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев заявил «Известиям», что правительство пытается переложить ответственность за пожар на внутреннем рынке на нефтяников, хотя само заварило всю эту кашу:

Значит, у вас будут европейские цены. А какие цены – вот и считайте. Вы же переместили налоговую нагрузку нефтяных компаний с экспортных пошлин на обложение переработки и розницы. Это же ваш маневр, вы маневрируете. Вы маневрируете – вы и отвечайте.

Что же делать?

Однако в данный момент центральный вопрос – это экспортные пошлины. Эти меры на самом деле являются одним из наиболее действенных рычагов регулирования внутренних цен. России вообще стоит поднимать пошлины на многие сырьевые товары, стимулируя таким образом их переработку внутри страны. Многие экономисты говорили Царьграду, что повышение экспортных пошлин, например, могло бы остановить браконьерскую вырубку леса на Дальнем Востоке и масштабный экспорт леса-кругляка, тогда как он мог быть переработан внутри страны, например, путем производства мебели.

Нефть из России идет на экспорт широкой рекой. Страна строит нефтепроводы, а не трубопроводы для продажи топлива, что лишь усугубляет сырьевой характер российской экономики, ее зависимость от «нефтяной иглы». Поэтому экспортные пошлины следует поднимать, а не отменять, как было задумано в налоговом маневре. Но не поднимать до заоблачных высот, как теперь вопреки этому маневру предлагает поступить Дмитрий Медведев. Их величина должна быть оправданной рыночными ценами и регулировать цены внутренние.

Зажимание экспорта нефти, параллельно с этим увеличение налоговой нагрузки на ее добычу и переработку внутри страны могут привести к еще более тяжелым последствиям, предупредил Рустам Танкаев. На внутреннем рынке может возникнуть дефицит из-за нерентабельности переработки нефти и убыточности продажи бензина, ведь налоги для отрасли только растут.

Таким образом, рост экспортной пошлины – это хорошо для внутреннего рынка, для цен на заправках. Однако он не должен сводить на нет экспортные возможности. Для стимуляции производства, переработки нефти внутри страны и снижения реальных цен на заправках все же необходимо серьезное снижение акцизов или их полная отмена. Ведь летом кабмин уже дал понять, что эта мера эффективна. Идея с получением дополнительных средств за счет акцизов, которую озвучивают чиновники, не выдерживает критики: бюджет и так впервые за семь лет был сведен с профицитом, который к тому же составил более 2 трлн рублей.

 

Источник: Царьград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *