Президент России Владимир Путин встретится с новым составом Совета по правам человека 11 декабря.

Несколько дней назад Совет кардинально обновился. Из его состава выведены 16 человек, большинство из которых известны как сторонники ультралиберальной идеологии. Есть мнение, что впервые за много лет новый состав Совета займется не показухой, скандалами и пиаром, а реальной работой на благо граждан России.

СПЧ был создан указом главы государства в 2004 году на основе Комиссии по правам человека при президенте России. Совет не издает законы, являясь консультационным органом. Заявленная цель СПЧ — содействие главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования президента о положении дел в этой области. Кроме того, важной функцией Совета является диалог с оппозиционными движениями и мониторинг случаев нарушения прав человека на местах.

Предыдущие составы СПЧ были разные, в него входили люди, которые начали свою  деятельность еще при Советском Союзе. Но на протяжении многих лет казалось, что СПЧ больше занимался «диалогом с оппозиционными движениями» и демонстрацией своей роли западным правительствам, нежели эффективным отстаиванием прав простых людей в стране.

В то же время важнейшей функцией правозащитника является не только умение преподносить свой образ в СМИ и заседать в фондах, но и открывать властные кабинеты, чтобы решать конкретные вопросы.

Вот почему СПЧ ассоциировался в сознании общества с активной защитой Pussy Riot или блогера-богоборца Соколовского, напрямую оскорблявших эстетические и религиозные чувства миллионов людей, что снижало ценность и СПЧ, и самой правозащитной идеи в России.

СПЧ

 

Ожидаемая ротация правозащитников

Ротация, произведенная 4 декабря, привела к удалению из Совета видных либералов Ирины Хакамады, Станислава Кучера, Леонида Парфенова, Елены Масюк и других. Часть из них проповедовали откровенные антигосударственные ценности. И если бывшая журналистка НТВ Елена Масюк еще с 1990-х годов отличалась тем, что презирала российскую армию и была лучшим другом ичкерийского террориста Басаева (что не помешало чеченцам в 1996 году взять Масюк и ее съемочную группу в заложники), то Кучер пришел к «антирашизму» относительно недавно.

Еще один член СПЧ, Максим Шевченко, сам отказался от работы в составе Совета, протестуя против участия казаков в стычках со сторонниками Навального в Москве на Пушкинской площади.

В состав СПЧ вошли 16 новых лиц, и многие из них кажутся новичками в правозащитном движении только на первый взгляд. Среди них журналисты, литераторы, адвокаты и известные общественные деятели. Заслуженно в список включен Константин Михайлов, представитель «Архнадзора», который громко и часто эффективно отстаивает архитектурное и историческое наследие России. Недавно активисты движения вместе с краеведами подняли большой шум из-за намерения властей снести 17 старинных домов в Боровске и отстояли практически все из них.

В новый состав вошел глава Союза журналистов России Владимир Соловьев.

Журналист «МК» Ева Меркачева известна своими разгромными статьями о проблемах системы ФСИН, делая для защиты прав осужденных больше, чем многие правозащитники.

В состав вошла политолог Екатерина Шульман, уже охарактеризовавшая его «списком приличных людей». «Это те люди, с которыми не стыдно находиться рядом», — отметила Шульман. Видимо, в предыдущем составе были такие люди, с кем находиться рядом стыдно.

Сокуров

А. Сокуров

 

Теперь в СПЧ мы видим режиссера Александра Сокурова, журналиста издания «Знак» Екатерину Винокурову, главного редактора «Литературной газеты» Максима Замшева, авторитетных юристов Генри Резника и Шоту Горгадзе.

Председателем СПЧ остается Михаил Федотов, а всего в команде 51 человек.

 

Достижения СПЧ

Критики Совета по правам человека часто говорят, что на счету организации нет особых достижений, но это не так.

Совет добился установки памятника жертвам политических репрессий 1930-х годов в Москве. Благодаря СПЧ в свое время был нанесен сильнейший удар по деятельности скинхедов в России.

Ранее СПЧ проделал большой объем работы, направленный на профилактику не только молодежного, но и религиозного экстремизма. На основании рекомендации членов СПЧ выработаны антиэкстремистские статьи Уголовного кодекса и административных регламентов.

Правозащитники не раз пытались помогать гражданам России, попавшим в беду за рубежом. В частности, СПЧ принимал участие в судьбе российских моряков, захваченных в портах Украины.

Федотов

М. Федотов

 

Также председатель СПЧ Михаил Федотов направил обращение к украинским властям с просьбой отменить принятое решение о запрете въезда на Украину гражданам России от 16 до 60 лет. «Это решение откровенно нарушает права человека, лишая миллионы ни в чем не повинных людей возможности посещать своих родственников, совершать деловые поездки, ездить на отдых, на лечение, на учебу, на крестины, на поминальные службы», — отмечал Федотов, но ни правительством Украины, ни своими коллегами-правозащитниками в этой стране услышан не был.

СПЧ не только выступил с протестом против пенсионной реформы в России, но и одним из первых предложил смягчить ее компенсационными мерами. «Увеличение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин нужно сопроводить компенсационными мерами: власти должны обеспечить квоты рабочих мест для граждан старше 50 лет, ввести для работодателей стимулы для сохранения пожилых сотрудников и ответственность за их дискриминацию», — гласило заявление организации. То, что первоначальная редакция закона под давлением общественности была отредактирована, СПЧ может занести себе в актив.

СПЧ

Прежний состав: неспособность защищать права человека, склоки, скандалы

Безусловно, СПЧ многие годы делал большую работу в правозащитной сфере, добиваясь успехов и обращая внимание на положение людей. Но нередко представители организации фигурировали в различных скандалах, лишавших ее необходимого уровня доверия.

В 2013 году правозащитники вступили в конфликт с администрацией ФСИН и профильными ведомствами из-за письма Надежды Толоконниковой из заключения.

В 2015 году СПЧ участвовал в большом скандале, связанном с якобы отправкой призывников российской армии в Сирию, а затем некоторые члены Совета отличились в явно срежиссированных акциях по поиску «секретных» и безымянных захоронений русских солдат, погибших в этой ближневосточной стране. Все это испортило отношения СПЧ и армии, не говоря уже о том, что стало частью пропаганды против официальной Москвы.

У ряда представителей СПЧ ранее возникали непреодолимые проблемы с федеральными и региональными властями. Правозащитник Игорь Каляпин с темой запытанных насмерть геев Чечни довел ситуацию до международного скандала, когда любые переговоры на самом высоком уровне входили в ступор из-за стремления мировых и европейских руководителей протащить в повестку данную тему. Во многом из-за конфликта с главой Чечни Рамзаном Кадыровым Каляпин лишился своего места в новом Совете.

Работа на отрицательный имидж страны, а также участие в проектах, которые имели сомнительные источники финансирования, привели к тому, что в новый состав не попали такие одиозные, хотя и не очень известные широкой публике деятели, как руководитель «Агоры» Павел Чиков, член правления «Мемориала» Сергей Кривенко и представительница объединения «Голос» Лилия Шибанова.

Многие члены СПЧ не только выступали по «сирийскому направлению», но и отказывались признавать Крым российской территорией, часто занимали антироссийскую позицию по вопросам отношений с постмайданной Украиной.

Шевченко

М. Шевченко

 

Уходя из Совета, его теперь бывший представитель Максим Шевченко не пожалел отрицательных эпитетов в отношении организации, которую еще недавно представлял: «Я не хочу больше обманывать ни общество, ни президента, делая вид, что мы защищаем права человека. В том виде, в каком СПЧ существует сегодня, он не может защищать права человека».

 

Чего ждать от нового состава СПЧ?

Эксперты предполагают (или хотят верить в это), что новый Совет будет нацелен на решение практических вопросов, чему поспособствует наличие большого количества журналистов и юристов.

Заместитель председателя СПЧ Евгений Бобров уже сообщил СМИ, что во время встречи с президентом России ​планируется обозначить ряд вопросов, в том числе о «разгроме местного самоуправления» и упрощении регистрационного учета. Явно больше внимания будет уделяться вопросам сохранения исторического и культурного наследия.

На днях о перспективах нового состава высказался политтехнолог Дмитрий Фетисов. Он отметил, что «за последние годы сложно вспомнить какие-либо резонансные примеры успешной деятельности СПЧ». А вот сможет ли изменить ситуацию очередной состав совета, зависит от активности его новых членов и их желания заниматься профессиональными вопросами, прежде всего в диалоге с властями, заключил Фетисов.

Ева

Ева Меркачева

 

В интервью журналист «МК» Ева Меркачева на вопрос о том, что изменится в новом Совете, чтобы критики не называли СПЧ «свистком для выпускания пара», ответила:

Если решений по рекомендациям СПЧ по-прежнему не будет, то, к сожалению, мы рискуем превратиться в Общественную палату в том виде, в котором она существует последние годы. Это совершенно беззубый и, как мне кажется, бесполезный орган. Не помню, чтобы по решениям Общественной палаты людей выпускали из тюрем, останавливали работу свалок и так далее. У ОП это не получилось, а у нас должно получиться, иначе зачем мы согласились сюда войти?

Главный редактор «Литературной газеты» и новый член СПЧ Максим Замшев сообщил, что приложит все силы, чтобы побороться за права… писателей.

Не поверите, у нас такой профессии, как писатель, нет в перечне профессий. И я надеюсь обязательно поставить этот вопрос перед Советом. Потому что у нас писатель — это хобби. Человек, который живет творческим трудом, не имеет ни пенсии, ни льгот, ни постоянного заработка,

— заявил Замшев.

Замшев

М. Замшев

 

Говоря об идеологии нового состава Совета, главред «Литературки» отмечает:

Главное в деятельности Совета — это не эмоции, не политические предпочтения, а закон, установленные правовые акты, которые должны соблюдаться неукоснительно. Но, повторюсь, чтобы они соблюдались, они должны быть хорошо известны. То есть Совет должен, помимо защиты прав человека, бороться и с определенным правовым нигилизмом, который существует в обществе.

Само существование такого Совета, состоящего из авторитетных людей, говорит о том, что у нас не только есть права человека, но и что президент России придает огромное значение тому, как эти права соблюдаются. Понятное дело, что ни одна система не работает идеально, но задача нынешнего Совета состоит в том, чтобы правильно ее наладить.

Источник: Царьград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *