Сегодня Константинопольский патриархат не просто укрепляет националистические расколы на Украине, но практически создает новую псевдоправославную религию.

«Славяне не могут терпеть первенство Вселенского патриархата и нашей нации в Православии», – именно в этих словах, сорвавшихся на днях с языка Константинопольского патриарха Варфоломея, заключается вся суть губительных процессов, разрушающих духовное и цивилизационное единство Православного мира. Возможно, турецкоподданный иерарх банально позабыл, кем по происхождению являются поддержанные им украинские националисты, однако слово – не воробей: вместо Вселенского Православия идеологией Константинопольского патриархата (Фанара) утверждается этнофилетизм, псевдоправославный национализм, преданный анафеме самим же Константинополем в 1872 году:

Отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нем небывалые доселе племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками.

С украинскими раскольниками давным-давно все ясно: никакое Священное Предание, никакие православные догматы и каноны им не нужны. Играя на обрядоверии масс, совершая публичную клоунаду в священнических и архиерейских облачениях, на деле они всегда являлись лишь идеологической обслугой всевозможных националистических и даже неонацистских политиков. Так, еще в начале «нулевых» автору этих строк доводилось видеть рождественские открытки украинских раскольников, обильно украшенные жовто-блакитной символикой и тризубцами, где в качестве пастухов, пришедших поклониться Богомладенцу Христу, изображались гуцульские вивчары. Тогда это вызывало лишь саркастическую улыбку.

Со временем националистический сюрреализм только усилился. В раскольнических храмах стали изображаться кощунственные «фрески» с «героями Евромайдана», а также персонажем, напоминающим то ли Георгия Победоносца, то ли министра укрокультуры Нищука, повергающего… двуглавого орла. Разумеется, псевдоправославным сектантам невдомек, что этот символ является гербом не только Государства Российского, но и Константинопольского патриархата. Впрочем, ради «вселенского» самоутверждения греческого этнофилетизма и своего «восточного папизма» патриарх Варфоломей готов закрыть глаза и на такие проделки своих новых союзников.

Но в чем же главный смысл происходящего? Только ли в том, что Фанар пытается подчинить себе весь Православный мир, а эту попытку, при активной поддержке «западных партнеров», пытается отработать на Русской Православной Церкви? Ведь если им удастся сломить крупнейшую Поместную Церковь мира, то дальнейшее сопротивление будет бессмысленным. Да, с политтехнологической точки зрения все именно так, но поскольку речь идет о процессах церковных, то здесь мы имеем дело и с метафизической реальностью, а если точнее – реальностью эсхатологической, касающейся христианского понимания Конца времен – близящегося воцарения антихриста и дальнейшего Армагеддона.

Обновленческая ересь «ортолиберализма»

В русском средневековье с раскольниками и еретиками не церемонились. И речь даже не о том, что иных отправляли на костер или дыбу, тут больше отличились как раз таки римо-католики. Речь о том, что никто с ними не миндальничал, не называл «инославными» и не занимался церковной дипломатией, и уж тем паче – либеральным экуменизмом. Споры порой возникали о том, является ли тот или иной антицерковный персонаж самим антихристом или еще нет. По трезвому разумению многие, конечно, понимали: «Ну, какой из этого прохвоста антихрист?! Так, “рожок антихристов”, не более! Или даже “антихристов шиш”!»

Сегодня подобный прямолинейный дискурс не в чести. Однако то, что в последние десятилетия, годы, месяцы и даже считанные дни совершили бывший митрополит Киевский, бывший монах и бывший православный христианин, анафематствованный Русской Церковью украинский гражданин Михаил Денисенко и турецкоподданый патриарх Варфоломей (Архондонис), является ничуть не меньшим преступлением против Православия, чем действия средневековых униатов.

Напомним, в ходе Ферраро-Флорентийского собора середины XV века, а также во время Брестской унии 1596 года ряд православных иерархов предали Православие, согласившись подчиниться Римскому папе. Сегодня ситуация иная: мы имеем дело не просто с расколом, но с созданием новой, параллельной святоотеческому Православию веры, которая только формально будет именоваться «Ортодоксией». На деле же это будет далекая от христианства либерально-обновленческая, а вместе с тем – националистическая идеология.

Контуры этой веры уже прорисовываются на основе последних выступлений патриарха Варфоломея, других иерархов Константинопольского патриархата, а также их новых союзников и подельников из числа украинских автокефалистов всех мастей. Понятно, что могут быть различные нюансы и местечковые особенности, но в целом базовые основания этой псевдоправославной религии следующие:

  • Либеральный модернизм, проявляющийся в релятивистском отношении к Священному Преданию Православной Церкви. Начиная с сокращения и модернизации богослужений, календарной реформы в западном стиле и заканчивая куда более серьезными каноническими нарушениями, такими, как допущение второбрачия священнослужителей, категорически запрещенного многими православными канонами.
  • Лояльность к антихристианским проявлениям современного мира и ориентация на западные политические элиты. Сюда относится и откровенно соглашательская позиция относительно духовно-нравственного кризиса современного мира. Подмена проповеди христианской аскезы морализаторской проповедью ложно понятой «любви», к которой в конечном итоге относят, в том числе, и узаконенные в ряде западных псевдохристианских конфессий половые перверсии.
  • Религиозная глокализация – искусственное создание националистических «поместных церквей», разрушающих всеправославное единство, но позволяющая включенному в западную политическую систему Фанару «разделять и властвовать» (разумеется, делясь этой властью со своими западными кураторами). И в этом смысле греческий этнофилетизм органично смыкается с этнофилетизмом украинским. Поскольку, с одной стороны, разрушает единство надэтнического Русского Православия, а с другой – не мешает властным амбициям Константинопольского патриархата.

Патриарх Константинопольский Варфоломей I

 

Увы, и в Русской Церкви в последнее время нередко раздаются голоса в пользу подобной либеральной модернизации Православия. Анализу обновленческой ереси «ортолиберализма» стоит посвятить отдельный материал, здесь же отметим, что его опасность долгое время преуменьшалась. Казалось, что это – всего лишь чудачества узкой группы околоцерковных либеральных диссидентов, с которыми можно найти общий язык, если время от времени их задабривать. Увы, ошибочность этой тактики проявилась в последние два месяца, когда оказалось, что от радикально-националистического украинского раскольника до «ортолиберала» – один шаг.

Домашнее задание для христиан: работа над ошибками

И вот теперь хотелось бы понять, что именно мы, верные Священному Преданию нашей Церкви православные христиане, можем противопоставить идеологии, утверждаемой Фанаром и их подельниками? Ведь не секрет, что апелляция к «зову крови» весьма соблазнительна для широких масс, либерально-западническая же идеология – для немалой части интеллигенции. Ну а обновленчество, упрощающее богослужебную практику, облегчающее посты и практически нивелирующее христианскую аскезу, делает «церковную» жизнь простой и комфортной.

Но если посмотреть внимательнее на опыт тех же западных христиан, то можно увидеть, что либеральная модернизация отнюдь не приводит в храмы массы, но напротив, только отвращает от них. С другой стороны, в тех же западных странах мы видим устремление многих бывших христиан во всевозможные восточные культы и даже радикальный исламизм. Почему? Все очень просто: их вероучения и религиозная практика – довольно строги и даже дидактичны. То есть во многом именно такие, каким прежде было и западное христианство.

И именно сейчас перед Русской Православной Церковью, ее священноначалием, клиром и мирянами встает очень серьезная задача. Так, с одной стороны, прекратив евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом, мы уже доказали всему христианскому миру, что не готовы идти по пути компромиссов в вопросах веры. Что верность Святому Православию для нас важнее механического единства с теми, кто является православными только декларативно.

С другой стороны, мы пока еще не выдвинули ультиматум другим Поместным Церквам, не произнесли радикальный лозунг афонских зилотов «Православие или смерть!», не заставили другие Поместные Церкви в определенное ограниченное время определиться, с кем они: с ортолиберальными националистическими раскольниками или Церковью Христовой и святоотеческой верой. Исходя из принципа церковной икономии, смягчения канонической строгости ради мира церковного, мы молитвенно выжидаем.

И это ожидание уже приносит реальные плоды. В том числе – в лице американского православного священника Марка Тайсона, на днях перешедшего из Константинопольской в Русскую Церковь именно из-за осознания беззаконий Фанара. Предпринявшего, по словам отца Марка, «беспрецедентный шаг по восстановлению канонического статуса мятежной банды лишенных сана и дискредитированных священнослужителей на Украине». Его пример – другим наука.

 

Источник: Царьград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *