Многочисленные исследователи истории Второй мировой войны, ругающие Сталина за «обезглавленную» Красную Армию, почему-то не хотят вспомнить, как чистил фюрер вермахт.

Все мы знаем благодаря ряду великих «историков» и общечеловеков, что накануне войны с гитлеровским Евросоюзом «недоумок» Сталин уничтожил цвет Красной Армии. Взял, да ни с того ни с сего перестрелял лучших полководцев, таких, как Тухачевский, Блюхер, Якир и тд.

Общечеловеки объясняют этот крайне нелогичный, с точки зрения любого главы государства, шаг следующим: 1) Сталин был дурак, каких свет не видывал, 2) Сталин был не просто дурак, а ещё и кровожадный дурак и 3) см. пункт 1 и 2.

Согласимся, уничтожать высшее армейское руководство накануне войны мог только дурак. Или предатель, действующий в интересах врага. Нечто подобное, правда, без физического уничтожения генералитета, наша история узнает в середине восьмидесятых, когда на Красной площади приземлится первая ласточка перемен – Матиас Руст. Тогда от маршальско-генеральской верхушки Вооруженных Сил СССР тоже полетят пух и перья, о чем мы ещё расскажем.

Но в конце тридцатых годов действия, предпринимаемые Сталиным, действительно выглядели нелогично. Если не сказать – преступно. Правда, спустя несколько лет, когда стало ясно, что Германия обречена на поражение во Второй мировой войне, один из самых ярых ненавистников Сталина – Геббельс – произнес следующее: «Сталину в этом смысле проще – он своих генералов ВОВРЕМЯ велел расстрелять, и они ему теперь не могут помешать».

К такому умозаключению Геббельс пришел после того, как стало ясно, что германский генералитет оказался, мягко говоря, неконкурентоспособным. В сравнении с генералитетом советским. Причем настолько, что, по словам Геббельса, фюрер испытывает к своим генералам отвращение. Ну а как не испытывать, если генералы почти дошли до Москвы и Сталинграда, а потом вермахт только и делал, что стремительно деградировал и отступал, в чем Гитлер винил исключительно своих военачальников.

Более того, у нас почему-то никто из рукопожатных общечеловеков не говорит и не пишет о том, что в 1941 году Гитлер тоже занялся чисткой армии. Если быть точнее, то в конце 1941 года и начале следующего года Гитлер «вычистил» из армии не просто полководцев, а, как сказали бы сейчас, «звезд» первой величины. В прямом смысле обезглавил армию, причем в самый тяжелейший момент – в разгар советского контрнаступления под Москвой.

Именно переход Красной Армии в наступление 5 декабря 1941 года привел к тому, что в отставку был отправлен гений танковой войны генерал Г. Гудериан. 26 декабря 1941 года Гитлер отстранил от командования этого блистательного танкового стратега, создавшего танковые войска Германии, и отправил его в запас.

Не повезло и командующему 4-й танковой группой Э. Гёпнеру, которого за оставление позиций и отступление в ходе Московской битвы 8 января 1942 года сняли с поста командующего танковой группой и отдали под суд. Не пожалел Гитлер фельдмаршала В. Браухича, занимавшего должность командующего сухопутными силами. 19 декабря 1941 года Браухич так же, как и Гудериан, был отправлен в резерв.

Досталось за срыв блицкрига и командующему группой армий «Север» фельдмаршалу В. фон Леебу. Провозившись преступно долго, по мнению Гитлера, с Ленинградом, который так и не был взят в 1941 году, фон Лееб испортил фюреру всю затею и с наступлением на Москву. Тем, что не перебросил на московское направление дополнительные дивизии, кроме того, сам постоянно досаждал фюреру просьбами о подкреплениях. За это фон Лееб сначала был снят со своего поста и 16 января 1942 года отправлен в отставку.

Командующий 9-й армией генерал А. Штраус также фактически завершил свою карьеру в декабре 1941, после чего с обтекаемой формулировкой «по состоянию здоровья» был отправлен в резерв и больше на передовой уже не появлялся.

С такой же формулировкой был отправлен 19 декабря с фронта в тыл командующий группой армий «Центр» фельдмаршал Ф. фон Бок. Правда, Гитлер вновь призвал его на службу через месяц и доверил командование группой армий «Юг», но 15 июля 1942 года фюрер «вычистил» его из армии окончательно.

«Зачистил» Гитлер в 1942 году и начальника Генерального штаба, генерала Ф. Гальдера. Причина – «неправильные» планы разрабатывал этот опытнейший штабной работник. Планы войны против Польши и Франции Гальдер разработал хорошие, но вот с СССР не задалось. План весенне-летней кампании 1942 года Гитлера настолько разочаровал, что он быстренько отправил Гальдера на пенсию.

Если посмотреть на этот список, то вывод следующий – Гитлер по масштабу «зачистки» в разы превзошел Сталина. Фюрер выгнал из армии трех фельдмаршалов, двое из которых были командующими группами армий. Выгнал Командующего сухопутными войсками и начальника Генерального штаба. Причем – повторимся – сделано это было в самый ответственный момент Второй мировой войны, а не до неё, как это имело место быть в СССР.

Всего же в годы войны Гитлер вышвырнул из армии более шестидесяти военачальников, которые фактически создали, вырастили и научили вермахт воевать. Да, Гитлер до поры до времени не расстреливал своих генералов, и фельдмаршалов и именно об этом очень жалел впоследствии Геббельс.

А теперь посмотрим, кого «вычистил» из армии Сталин. Например, маршала Блюхера, который летом 1938 года вместо того, чтобы выполнять приказы из Москвы об отражении японской агрессии близ озера Хасан, сначала выступил в роли дипломата, пытаясь разобраться с линией госграницы, затем объявил всеобщую мобилизацию, что едва не привело к полномасштабной войне, а затем крайне бездарно вел боевые действия.

К этому надо добавить ещё и справедливые обвинения маршала в пьянстве «на рабочем месте», то есть во время боев с японцами. Сложно сказать, насколько этот герой Гражданской войны проявил бы свои таланты в войне Отечественной, но что-то подсказывает, что вряд ли он смог бы знатно надавать по шее Манштейну или разбить подлеца Гудериана. Ведь на озере Хасан для него серьезной проблемой стали всего два японских полка, наступающие без поддержки танков и авиации.

Про Тухачевского тоже сказано уже много и даже больше чем нужно. Именно его решил сделать главным армейским героем-мучеником оттепельщик Хрущев, взявшись разоблачать «культ личности». Однако полководческие таланты Тухачевского, особенно после его неудачного похода на Варшаву, также вызывают большие сомнения. В отличие от ярко выраженного бонапартизма.

Поэтому когда «историки» и любители баварского пива утверждают, что вот был бы жив Тухачевский и Ко., то Гитлер всенепременно умылся бы кровью уже под Минском, Ригой и Ровно,  подобные рассуждения целиком остаются на их совести. Если таковая имеется.

Вот и сравним любителя поддать Блюхера с фон Леебом. Или Тухачевского, разгромленного под Варшавой, с фон Боком, в активе которого разгром Польши, Голландии, Бельгии и Франции. Надеюсь, даже перебравшим баварского пива станет ясно, насколько несопоставимы эти сравнения. Однако никто не называет Гитлера кретином, обезглавившим собственную армию, причем не до войны, а во время.

Между сталинской и гитлеровской чистками армии есть две существенные разницы и касаются они не столько жестокости этого процесса у Сталина и либерализма Гитлера, сколько результатов.

И Сталин, и Гитлер фактически были выскочками, и генералы никогда не воспринимали их как равных. Несмотря на участие в Первой мировой войне Гитлера и в Гражданской войне Сталина, они не были профессиональными военными. Но оба заняли пост Верховного Главнокомандующего.

Немецкая военная элита терпела этот факт, пока победы сыпались одна за другой, но как только вермахт увяз на бескрайних просторах СССР, недовольство Гитлером росло как снежный ком. Отсюда и попытки подсунуть ему килограмм-другой тротила то в самолет, то под стол.

Обладай немецкие генералы большей фантазией, они Гитлера попытались бы «замочить» и в сортире. Впрочем, хватало и того, что нередко они показывали свой норов и превосходство над австрийским художником-ефрейтором, игнорируя его приказы и критикуя чуть не в открытую те или иные решения фюрера. Во время мировой войны, когда стоит вопрос о существовании государства, это недопустимо. Но Гитлер понял это слишком поздно.

А вот Сталин на примере Тухачевского и Ко., мнивших себя великими полководцами, понял, что во время войны такие люди будут смертельно опасны и для страны, и для него лично. Если уж в мирное время они подчеркнуто презрительно относились к вчерашнему семинаристу-выскочке, то что будет во время войны?

Тухачевский с его бонапартизмом мог наломать таких дров в самый ответственный момент, что развал царской армии в 1917 году показался бы невинной детской шалостью. Блюхер с его пьянством и игнорированием приказов мог также повести себя не лучше, если не хуже.

Никто не снимает вины со Сталина за репрессии, в которых пострадали многие невиновные офицеры, но как показала начавшаяся вскоре Великая Отечественная война, даже в самые тяжелые моменты 1941-1942 годов армия оставалась управляемой и все распоряжения Ставки выполнялись.

Это признавали и немцы, отмечавшию колоссальную разницу между царской армией и Красной именно в системе управления. Также, в отличие от Гитлера, которого собственные «благодарные» генералы неоднократно пытались взорвать, даже в самые тяжелые месяцы 1941 года никому не пришло в голову заминировать сталинскую трубку или подсыпать ему кило тротила в сапоги. И причина этого в том, что желающие так сделать перевелись после чисток армии. Как ни цинично это звучит, но это – факт.

Сталин понимал то, что так и не дано понять страдающим по баварскому пиву общечеловекам – война, тем более мировая – дело очень серьезное и относиться к нему надо серьезно. И те люди, кто будет бороться за существование страны, тоже должны быть серьезными. И ответственными. Блюхер, Тухачевский и прочие этим критериям не соответствовали, доверия не вызывали, вот почему произошло то, что произошло. Жестоко, несправедливо? Может быть, но страна выстояла в страшнейшей из войн.

А вот Гитлер слишком поздно понял, что генералитет не всегда управляем, местами и вовсе неуправляем, а уж попытки неоднократно подсунуть ему бомбу и вовсе комментировать нечего. Вот почему даже такой ненавистник Сталина, как Геббельс, признал правоту «вождя народов» и горько сожалел, что Гитлер вовремя не перестрелял своих генералов.

Впрочем, как было сказано выше, чистку вермахта Гитлер все же устроил в 1941-1942 годах, вот только результаты она дала явно не те, на которые рассчитывал фюрер. Знал бы он поговорку – коней на переправе не меняют, может, война пошла бы совсем по другому пути.

Хотя все равно закончилась бы она в Берлине.

 

Источник

Новостной портал Новости 24. Последние новости сегодня в России и в мире

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *