Министр просвещения России Ольга Васильева в ходе делового завтрака в редакции «Российской газеты» ответила на многие волнующие родителей школьников вопросы. Мы проанализировали ответы чиновника, попытавшись найти в них позитивные составляющие. Как получилось, читайте в нашем материале.

Родители современных школьников переживают, что их чадам слишком много задают на дом, и особенно остро эта проблема встает перед новогодними каникулами. Вместо того, чтобы дольше обычного гулять с друзьями и родными, ходить в музеи, театры и кино, учащимся приходится разбираться с ворохом домашних заданий. Не секрет, что практически каждый преподаватель видит именно свой предмет «самым важным», поэтому считает своим долгом обеспечить его изучение учениками и в праздничные дни.

Ольга Васильева обозначила свою позицию по данному вопросу: загружать детей дополнительными заданиями в каникулы, особенно новогодние, не стоит. Дети всё-таки должны по максимуму отдохнуть от школы, взрослые – от работы, проводя как можно больше времени вместе. Тем не менее ближе к концу каникул можно всё-таки заняться и школьными вопросами, освежить в памяти те или иные знания. По мнению министра, каждый родитель должен, что называется, держать руку на пульсе и понимать, по каким предметам ребенку следует приложить больше старания. Папы и мамы могут вместе с детьми прочитать какой-то материал, повторить, обсудить полученные знания.

Но в целом я за то, чтобы дети в праздники больше отдыхали,

– подытожила Васильева.

Министр просвещения России Ольга Васильева

 

Норма одна, дети разные

Глава министерства просвещения напомнила нормативы, которые ограничивают нагрузку на ребёнка в количестве времени, которое тратится на выполнение домашнего задания. Первоклассники от такой обязанности освобождены, 2-3 классы – не более полутора часов в день, 4-5 классы – два часа максимум, 6-8 классы – до 2,5 часов, 9-11 классы – до 3,5 часов. По словам Васильевой, что именно и в каком объёме задается учащимся на дом, является компетенцией конкретного педагога, однако упомянутые нормы они обязаны соблюдать.

Здесь проблема заключается в том, что все дети разные, успеваемость и скорость решения заданий по тем или иным предметам отличаются, поэтому усреднённые стандарты не всегда выполнимы на практике. С другой стороны, если ориентироваться исключительно по отстающим, то отличникам попросту станет скучно, что неизбежно скажется на их мотивации, пробелы в знаниях могут появиться даже по некогда любимому предмету. На первый план выходит профессионализм учителя, его опыт, умение грамотно дозировать задания для каждого конкретного класса. В некоторых школах сознательные учителя обмениваются друг с другом информацией о выданных на дом заданиях. Радеющий за своё дело педагог сам должен быть заинтересован, чтобы его подопечные не филонили, но и не перегружались.

 

Мало прочесть, важно понять и пересказать

Ольга Васильева обратила внимание на проблему, которая в последние годы прогрессирует, к сожалению, все больше. По ее словам, современные школьники все хуже владеют функциональным чтением: то есть умением не только прочесть текст, но и понять, запомнить и провести анализ его содержания. Недаром изложение и сочинение остаются нелюбимой формой заданий для значительной части детей. И если дома у ребенка не прививается культура чтения, любовь к этому процессу, учителю сложно что-то с этим сделать. Поэтому министр порекомендовала родителям начинать (или возобновлять) читать книги с детьми как можно раньше, а не бездумно отдавать их во власть всевозможных гаджетов, что, к сожалению, стало бичом многих семей. По мнению Васильевой, это то хорошее из советской системы образования, что необходимо восстановить. Министр привела наглядный пример: в 1986 году Россия лидировала по читательской грамотности среди подростков всего мира. Сегодня наша страна занимает далеко не самое почетное 36-е место.

 

Три цели нацпроекта «Образование»

Также Ольга Васильева обозначила три главных задачи, решение которых снова вернет среднее образование в России на лидирующие позиции в мире – это развитие материально-технической базы, развитие содержания образования и профессиональное развитие педагогов.

Именно этим целям и должен служить национальный проект «Образование», в рамках которого за шесть лет регионам в виде субсидий будет суммарно выделено 750 миллиардов рублей. Эти средства пойдут на создание новых мест в сельских школах, на центры повышения профессионального мастерства учителей, которые объединят в себе педагогов сразу из нескольких регионов, на различные детские технопарки, развитие естественно-научного творчества. Также будет делаться акцент на раннюю профориентацию детей.

 

Регионы по-прежнему отстают от Центра

Министр просвещения признала, что между лидерами в качестве образования и технической оснащенности – Москвой, Санкт-Петербургом, Татарстаном – и другими регионами до сих пор наблюдается весьма заметная разница. Так, до сих пор в пяти тысячах школ (то есть практически в каждой восьмой) нет химических лабораторий, что делает невозможным нормальным изучение соответствующего предмета.

Отчасти решить такого рода проблемы сможет проект «Российская электронная школа», благодаря которому ученики смогут «посещать» виртуальные театры, музеи, библиотеки, лаборатории, где можно будет удаленно ставить различные эксперименты по физике и химии:

Мы хотим использовать все возможности, чтобы выровнять ситуацию по регионам, чтобы дети могли получить качественную образовательную базу и в столичной, и в небольшой сельской школе.

Кстати, по данным на 2017 год оснащенность российских школ доступом в интернет превысила 90%, в половине случаев речь идет о высокоскоростном интернете. Тем не менее, до сих пор не лучшим образом обстоят дела в Тульской области, Кабардино-Балкарии, Ямало-Ненецком автономном округе и Воронежской области.

По данным НИУ ВШЭ, в среднем по России на 100 школьников приходится 13 компьютеров, в отдельных регионах этот показатель достигает 20. Треть педагогов в своей работе используют электронные доски, две трети – мультимедийные проекторы.

 

«Старший» и «ведущий» учителя: в чем отличие?

Наверное, главным новшеством в будущем году станет введение новых должностей: «старший учитель» и «ведущий учитель». Педагог на первой из названных должностей координировать работу других учителей, сопровождать ее в методическом плане и помогать в разработке индивидуальных образовательных программ для тех учеников, которые будут в этом нуждаться. «Старшим учителем» сможет быть только педагог с как минимум пятилетним стажем в школе и первой квалификационной категорией.

«Ведущий учитель» – это своего рода наставник для молодых педагогов, помогающий им войти в профессию. Поэтому требования здесь более жесткие – 10 лет стажа плюс высшая квалификационная категория. Опытные люди на этой позиции будут помогать не только преподавателям по конкретным предметам, но и психологам, дефектологам, социальным педагогам – в такой среде им будет проще влиться в образовательный процесс и показать максимальную эффективность.

Нам надо возвращать методические объединения внутри школ, восстанавливать связи между старшим поколением и поколением учителей, которые сегодня приходят на смену. Поэтому мы очень хотим вернуть потерянное наставничество в школу,

– объяснила причину такого нововведения Васильева. По словам министра, «ведущим учителям» представится возможность проявлять творческий подход к тем задачам, которые будут перед ними поставлены.

 

Экспертиза учебников должна быть государственной

Отдельно была затронута тема сокращения базовой части федерального реестра учебных изданий до 863. Список «похудел» примерно на треть. По мнению Васильевой, даже это число избыточно, поскольку на практике на регулярной основе используется от силы четверть учебников. И если, например, по истории осталось три линейки пособий, то по биологии – 12.

Глава министерства подчеркнула, что в руководстве страны есть четкое понимание, что с бизнесом по изданию учебников на государственные средства в таком виде пора заканчивать. Об этом говорил и президент России Владимир Путин. Теперь экспертизы будут кардинально другими. Будет выбрана государственная организация, ответственная за их проведение, в ближайшем будущем будут сформулированы конкретные подходы к экспертизе. Главная задача – ее максимальная объективность, что должно обеспечить совокупность профессиональной, научной и общественной оценки.

 

Свет в конце тоннеля

При всех остающихся вопросах к министерству просвещения в последнее время хотя бы виден вектор развития, более-менее четко заданное направление, куда движется школьное образование в России. Если действительно удастся соединить в преподавательском процессе все лучшее из советских времен, современные технологии, опыт мастеровитых и энтузиазм молодых педагогов (поверьте, такие есть), то будущее у нынешних школьников и их следующих поколений может быть вполне светлым.

Источник: Царьград

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *